Госсовет Республики Коми готовится к модернизации избирательного закона. Фото с сайта www.gsrk.rkomi.ru
Госсовет Коми 20 февраля скорректирует избирательный закон. В том проекте, который, похоже, будет принят, идет речь о выборах только по округам в муниципалитетах и неограниченном выдвижении в региональный парламент беспартийных по партспискам. КПРФ также предлагает снизить муниципальный фильтр с 10 до 5%. В целом это эксперименты по демократизации, которые и власти не вредят, и публике хорошо презентуются. Единый день голосования (ЕДГ) 2025 года как раз подходит для электоральных опытов, лучшие результаты которых, возможно, будут восприняты и на федеральном уровне.
Поправки в избирательный закон Республики Коми, представленные лишь на днях, по информации «НГ», предварительно могут быть одобрены уже 20 февраля.
Речь идет о межфракционном законопроекте, в котором не участвует только КПРФ, требующая радикально снизить муниципальный фильтр.
Коммунисты настаивают на этом давно, прежние их попытки все время отвергались, однако теперь нельзя исключать, что некоторая корректировка муниципального фильтра все-таки может произойти. Дело в том, что в рамках ЕДГ-2025 Коми предстоят трехуровневые выборы. Это избрание главы республики, на должность которого претендует врио высшего должностного лица Ростислав Гольдштейн, нового состава Госсовета – парламента региона и горсовета столичного Сыктывкара. В принципе Гольдштейн – это опытный политик, который хорошо понимает, что избирателям надо давать не только надежду на лучшее будущее, но и показывать какие-то улучшения прямо сейчас. Если не социально-экономические, которых быстро не добиться, то хотя бы политические. Вот такую недорогую, но показательную демократизацию Госсовет Коми и начинает.
11 февраля там состоялось рабочее совещание, на котором депутаты рассмотрели различные поправки как в закон «О выборах главы Республики Коми», так и в закон «О выборах и референдумах в Республике Коми». Первые были предложены от имени КПРФ: в настоящее время муниципальный фильтр установлен в самом жестком режиме – в размере 10%, который планируется смягчить, сделав 5%. Депутаты Госсовета из фракций «Родина», «Единая Россия», «Справедливая Россия – За правду», «Зеленая альтернатива» сослались на федеральную норму, что регионы могут сами определять виды избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах. И предложили оставить там выборы только по одномандатным округам, отменив партсписки. Конечно, это только для тех муниципальных округов, где меньше 200 тыс. избирателей, однако в Коми такие есть, даже в Сыктывкаре всего 185,7 тыс. Также предлагается исключить ограничение для партий выдвигать по своим спискам не более 50% беспартийных кандидатов.
Депутат Госдумы Олег Михайлов, избранный от КПРФ по одномандатному округу в Коми, сказал «НГ», что поправку по муниципальному фильтру скорее всего не примут, потому что тогда коммунисты смогут самостоятельно преодолевать барьер. Что же касается прочих поправок, то он уверен, что они выгодны в первую очередь власти. Он привел в пример горсовет Сыктывкара, где сейчас из 30 депутатов 20 единороссов: «При смешанной пропорциональной системе выборов 14 депутатов по округам были избраны от ЕР и только один – от КПРФ, но по спискам прошло всего 6 кандидатов ЕР из 15. Полная мажоритарка дает единороссам возможность занять все 30 мест. Это заявка на монополию». Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов считает, что даже такая имитационная демократизация – это «локальные флуктуации, пока единого тренда не просматривается». По поводу Коми он сказал, что, возможно, это связано с тем, что нынешний врио хочет продемонстрировать полную контролируемость вверенной ему территории и собственную уверенность, например, для контраста с предыдущим руководителем.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Гольдштейн демонстрирует свою продвинутость и интеллектуальность. А также то, что у него есть широкий набор инструментов для обеспечения управляемости территорией. Подобная либерализация выборов – это такой имиджевый ход. Впрочем, в нашей системе любую демократизацию можно только приветствовать». При этом Калачев не исключил, что какая-либо либерализация выборной системы – это будущий тренд и регионального, и, может быть, федерального уровней. «Ведь даже при референдумных выборах важен интерес избирателей к ним, а тот в последние годы падает. Да и ужесточать дальше уже не имеет смысла, выборы и так полностью подконтрольны. Так что это был бы такой неожиданный ход со стороны власти: все ждут ужесточений, а тут оттепель, что скорее всего поднимет явку», – предположил Калачев. Но подчеркнул, что поправка о выборах в муниципалитетах только по округам может сыграть против оппозиции, хотя опять же не исключил, что полностью мажоритарные низовые выборы – это наше будущее. Что же касается беспартийных кандидатов, то эксперт напомнил: «И с фронта приходит много героев СВО, которым найдется место в списках разных партий, и нужным власти людям оно необходимо. В конце концов, списки ЕР не резиновые». Между тем именно ЕДГ-2025 – это как раз возможность для региональных выборных экспериментов перед большой федеральной кампанией в Госдуму-2026. А в ходе подготовки к ней вольницы уже не будет, все решения будут спускать в регионы сверху.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что фильтр в 10% есть лишь в нескольких регионах, большинство из них довольствуется барьером в 7%. «Но дело даже не в процентах, а в прописанной федеральным законом норме о необходимых трех четвертях муниципальных образований, которые обеспечат эти подписи депутатов. Вот эту качественную норму преодолеть очень сложно, даже если у партий есть нужное число депутатов. Как правило, их неравномерное распределение и не позволяет оппозиции преодолевать фильтр своими силами. Но эту норму отменять не собираются, а потому либерализация, связанная с возможным снижением фильтра, все равно будет больше имитационная», – подчеркнул эксперт. Но вероятность такого показательного снижения все-таки существует, ведь «федеральная и региональная власти крепки как никогда». Одномандатные округа точно выгоднее партии власти, чем оппозиционерам, у которых элементарно меньше авторитетных кандидатов. «От ЕР могут идти местные лидеры общественного мнения, которые не желают вступать в ее ряды, тогда как мотивация выдвигаться от других партий у них существенно ниже», – заметил Макаркин. При этом беспартийное выдвижение, по его мнению, выгодно всем партиям, в том числе и ЕР, когда отпадает необходимость убеждать проходных кандидатов обзаводиться членским билетом. «Однако пока общего тренда на демократизацию выборных законов нет, идут только эксперименты региональных властей», – считает Макаркин.