У главы комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарева есть планы насчет международных наблюдателей.
Фото с сайта www.duma.gov.ru
Делегация ЦИК РФ едет на выборы президента Абхазии 15 февраля. В Россию тоже приезжают наблюдатели из дружественных государств и от организаций с ее участием. В Госдуме уже прозвучали призывы создать новые институты международного наблюдения – без западных стандартов и более чуткие к политическому суверенитету тех или иных стран. Эксперты отмечают, что внешняя легитимность выборов, похоже, опять стала важна для РФ. Например, с учетом возможных будущих переговоров по разрешению украинского конфликта.
Состав делегации Центризбиркома в Абхазию пока не назван, возможно, там будут и первые лица. Пока же известно, что кроме российских наблюдателей приглашения получили, например, другие непризнанные постсоветские республики – Южная Осетия и Приднестровье.
В общей сложности легитимацией выборов абхазского президента будут заниматься примерно 60–70 человек.
Наблюдатели от ЦИК России активно выезжают в так называемые дружественные страны. Например, 24–26 января председатель Центризбиркома Элла Памфилова и члены ЦИК РФ Павел Андреев и Антон Лопатин посетили перевыборы президента Белоруссии. И на российские выборы, особенно федеральные, регулярно прибывает большое количество зарубежных наблюдателей. Например, в марте прошлого года их было 1115 человек из 129 стран, в том числе даже из Европы и Северной Америки.
А на днях в Госдуме на очередном совещании председателей парламентских комитетов, отвечающих за вопросы международных отношений, обороны и безопасности, государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев предложил еще одно направление защиты суверенитета этих стран. По его словам, «с учетом усилившихся попыток вмешательства в выборы назрела необходимость создания новых международных общественно-политических институтов по экспертизе электоральных процессов, которые не будут полностью монополизированы Западом и не станут выполнять политические заказы».
А член ЦИК России Игорь Борисов на том же мероприятии в докладе «По вопросам защиты электоральных процессов в государствах – членах ОДКБ от иностранного вмешательства» поделился опытом противодействия таким попыткам со стороны коллективного Запада. Он, в частности, заявил о «дестабилизации работы института международного наблюдения на выборах». И поэтому поддержал необходимость создать независимые и непредвзятые институты. «Мы готовы делиться практическим опытом не только с нашими партнерами по ОДКБ, но и со всеми заинтересованными участниками построения демократического общества нашего многополярного мира», – подчеркнул Борисов. Возможно, это станет отдельным направлением в деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ.
С одной стороны, все подобные заявления можно отнести к обычному для общественных и политических деятелей желанию не сокращать сферу своей деятельности, а только еще больше ее расширять. Однако эксперты, опрошенные «НГ», настаивают, что внешняя легитимация выборных процессов для России по-прежнему нужна, а легитимизация их результатов даже и важна. Пока хотя бы со стороны дружественных стран, а потом – и многих нейтральных, которых может привлечь новая система международного наблюдения в противовес нынешним явно прозападным структурам. Прозвучал и намек на то, что раз Россия, например, ставит вопрос о легитимности действующей украинской власти в контексте возможных мирных переговоров, то, возможно, есть смысл заранее отбить гипотетическую атаку на РФ по тому же направлению.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Легитимация и легитимизация – как процесс и результат подтверждения итогов выборов со стороны внешнего мира российской власти, как ни странно, по-прежнему нужны. Конечно, все делается с поправкой на «особенности цивилизационного развития» и суверенитет страны, но важно доказать, что выборы отражают волеизъявление большинства и цифры против истины не грешат», чтобы именно иностранные и международные организации подтвердили, что российские выборы соответствуют стандартам демократии. Так что, по мнению эксперта, новый международный институт станет платформой для общения РФ с внешним миром. В такую организацию поначалу действительно могут войти дружественные страны из таких организаций, как ОДКБ, ЕАЭС и даже БРИКС. «И такая организация была бы полезна не только для России. В конце концов и странам Азии, Африки, может быть, и Восточной Европы. Хотя бы потому, что чем меньше демократии, тем больше спрос на возможность подтвердить честность и прозрачность выборов», – считает Калачев. Здесь есть и идеологическая составляющая, подкрепляющая слова о «многополярном мире», о том, что нельзя всех измерять одними лишь западными лекалами. По мнению Калачева, России важно показать легитимность своих выборов, поскольку это, в свою очередь, доказывает легитимность власти. Что в конечном счете может сказаться и на ходе переговорных процессов между РФ и Западом: «Если не будет представления о легитимности российской власти, то как мы сможем выступать на них с позиции силы?»
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что новый международный институт необходим и для того, чтобы выявлять реальный уровень легитимности избирательных процессов по всему миру. В том числе и в недружественных странах. «Конечно, такая организация будет и претензии к российским выборам отбивать, но это не главная функция, с этим успешно справляется и ЦИК РФ. А важнее оценивать выборы в разных странах, в том числе в так называемых развитых демократиях, в Европе и США, реальную легитимность их власти», – подчеркнул он. Однако большинство существующих международных организаций сегодня в этом отношении будут предвзятыми. «А нам нужно будет представить общее состояние дел с выборами и легитимностью в разных странах, в том числе и тех, которые цинично судят себя по облегченным правилам, а к другим предъявляют завышенные требования», – заметил Мухин.