Государственные юридические бюро субъекты РФ создают по собственным правилам и за счет своих бюджетов. Фото со страницы Романа Старовойта в «ВКонтакте»
Правом на бесплатную юридическую помощь (БЮП) уже обладает более 30 млн человек – и их число продолжает расти. Адвокатура не прекращает дискуссий с властями о том, как эффективно выстраивать эту работу. Значительный объем БЮП оказывают как бы на добровольной основе именно адвокаты. Но многие из них из-за громоздкой отчетности и мизерной оплаты просто не оформляют в данной системе тех людей, которые обратились за консультациями. А параллельно в регионах разрастается сеть государственных юридических бюро (ГЮБ), на что тратятся немалые средства.
О значительных объемах БЮП, оказываемой адвокатами, рассказал, например, президент адвокатской палаты Московской области Алексей Галоганов. Он выступил на круглом столе «Развитие государственной и негосударственной систем БЮП» в Мособлдуме. Скажем, в Подмосковье в государственной системе участвуют 359 адвокатов, в 2024 году к ним обратились 945 граждан. В рамках системы негосударственной функционируют 50 окружных центров оказания БЮП, еще два работают на территории Москвы. За прошедший год все они приняли 3,9 тыс. граждан.
При этом Галоганов напомнил, что ставки адвокатов, участвующих в государственной системе БЮП, нуждаются и в повышении, и в унификации. Сейчас размеры выплат определяются каждым регионом! по-разному: кое-где за одну консультацию адвокату до сих пор платят пару сотен рублей, в самом же Подмосковье это и вовсе 550 руб. Между тем, положим, в Чувашии – 1,5 тыс. руб., в Красноярском крае – 1,6 тыс. руб., в Камчатском крае – 2 тыс. руб. Потому, подчеркнул он, весьма спорным решением выглядит увеличение бюджетного финансирования и штата ГЮБ, правильнее было бы активнее привлекать к БЮП тех 6 тыс. адвокатов, которые действуют по всей области. Отметил он и такой нюанс: многие граждане часто обращаются за БЮП при возникновении споров как раз с государством, так что адвокаты «будут более свободными при оказании эффективной помощи в таких спорах, чем сотрудники госюрбюро, которые наняты государством».
Как заметил «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Олег Баулин – президент адвокатской палаты Воронежской области, при оценке работы адвокатуры в сфере БЮП нужно учитывать, что статистика не отражает реальную деятельность адвокатов. И не только потому, что она – всего лишь статистика. А потому, что в рамках государственной системы проблемой адвокатуры остается отсутствие единообразия в вопросах оформления оказания БЮП. Правила устанавливаются регионами – и в итоге процедур подведения результатов фактически столько же, сколько и самих субъектов РФ. Однако порядок составления отчетности во всех случаях чрезмерно формализован, от адвоката требуется предоставить большой комплект документов – от соглашений с доверителями и сведений о наличии у граждан права на получение на БЮП до актов исполненных работ. Помимо отчета и всех к нему приложений, готовится еще и сводная отчетность. «Применительно, например, к консультационной работе устанавливаемая регионами компенсация обычно не стоит времени, затрачиваемого на составление отчетности», – подтвердил Баулин. Именно по этой причине во многих случаях БЮП оказывается адвокатами вне рамок государственной системы. То есть гражданин правовую помощь получает, но государством она как бы и не учитывается.
По словам Баулина, внесистемными остаются и многие виды юрпомощи, не предусмотренные законом о БЮП. Например, практически вся работа с участниками СВО и членами их семей. «Формализованная отчетность, и отсутствие унификации в этом вопросе – действительная проблема, и ФПА этим вопросом занимается. Понимание проблемы у уполномоченных органов имеется, но вопрос тем не менее не решен», – заметил он. Между тем одно из реализуемых Минюстом РФ направлений в организации оказания БЮП – это создание и деятельность на региональном уровне системы ГЮБ. И, как отметил представитель ФПА, проблемы адвокатуры и проблемы организации деятельности госюрбюро имеют общую природу. Она заключается в том, что «очевидно, федеральная функция по оказанию БЮП реализуется регионами и за счет средств регионов по их же нормативным актам». Как следствие, ГЮБ получаются очень разными, общими для них остается только название. Есть, скажем, среди них системные образования, с серьезным штатом и возможностями оказывать помощь на всей территории региона – например, в Ульяновской области. А есть совсем небольшие коллективы, образованные из кадрового состава юрслужб региональных органов управления.
Как, в свою очередь, сказала «НГ» адвокат адвокатской палаты Москвы, председатель АА МКА «Власова и партнеры» Ольга Власова, сегодня основные задачи по улучшению БЮП и облегчению гражданам доступа что к государственной, что к негосударственной системе – это расширение и круга лиц, имеющих право на БЮП, и перечня проблем, по которым она предоставляется. Также есть необходимость организации взаимодействия всех участников любой системы БЮП. Она напомнила, что глава Минюста неоднократно говорил, что необходимо исключить из закона «случаи оказания БЮП», оставив только категории ее получателей. Единственным критерием получения БЮП должна быть трудная жизненная ситуация и низкий доход обратившегося.
И если изначально, напомнила Власова, адвокатское сообщество категорически отрицательно восприняло новость о создании ГЮБ, то в дальнейшем, по ее мнению, по этому вопросу адвокатуре и Минюсту удалось достигнуть определенного консенсуса. «Думаю, проблема заключается не в том, надо ли «развертывать сеть госюрбюро» или нет, а в том, что, с одной стороны, до настоящего момента отсутствует единая концепция публичных услуг, а с другой – законодательство в этой сфере развивается весьма динамично, но абсолютно бессистемно», – пояснила она. В то же время Власова отметила и проблему, связанную с отсутствием информированности населения о том, где и как можно получить БЮП. Как следствие этого и возникает «засилье огромного количества мошенников, заманивающих людей, обещая им БЮП, но затем отнимая у них значительные денежные суммы».
Вице-президент адвокатской палаты Ленинградской области Андрей Пелевин рассказал «НГ» об итогах БЮП в 2024 году в этом регионе. Она была оказана гражданам в 1043 случаях, причем 87 из них – это ведение дел в судах, то есть помощь от начала и до конца. Более 200 случаев – это оказание БЮП участникам СВО и членам их семей. При этом, уверен он, системе БЮП есть куда развиваться. Например, адвокатская палата Ленобласти уже на протяжении ряда лет указывает на определенные несовершенства. Скажем, чтобы человек мог получить БЮП, не только он должен относиться к льготной категории, но и его случай. «И очень часто возникает ситуации, когда гражданин, обладающий льготами, не может получить БЮП в случае, казалось бы, абсолютно очевидном», – подчеркнул Пелевин. Что же касается создания в подавляющем числе регионов ГБЮ, то, заметил он, кто-то считает их панацеей от всех проблем, кто-то – ненужными структурам и тратой бюджетных денег. «Лично я считаю, что тут важно не «перетягивание одеяла», а баланс интересов», – подчеркнул Пелевин, который солидарен с одной из основных позицией Галоганова. Дескать, «действительно трудно представить, что сотрудник госюрбюро, занимающий помещение в администрации того или иного населенного пункта, будет достаточно жестко судиться с ней, если та нарушила права гражданина».