![]() |
В Липецкой области «народный референдум» КПРФ сопровождается требованием об отставке губернатора. Фото с сайта www.kprf.ru |
Проголосовать за вопросы «народных референдумов» можно на отдельном сайте, по специальным телефонам и на улицах. Хотя лидер КПРФ Геннадий Зюганов официально объявил о старте кампании еще на всероссийском партсобрании 31 января, предлагаемые форматы были запущены только 7 февраля.
Ответить «да» или «нет» предлагается в первую очередь на четыре федеральных вопроса: об ограничении роста цен, национализации ЖКХ, отмене пенсионной реформы и поддержке законопроекта КПРФ о «детях войны». Как выяснила «НГ», примерно до 18 февраля продлится предварительный этап, сейчас большинство регионов «народных референдумов» еще не начали. Где-то ждут агитационной продукции, где-то обсуждают свои отдельные региональные вопросы. Как минимум таковой должен быть один, но не запрещается и больше.
Однако более всего примечательно, что в связи с разворачивающимся мероприятием левые пытаются вернуться к уличной форме агитационной работы. И примерно в десятке регионов в последние дни это оказалось вполне возможным. Например, в Липецке еще 6 февраля прошел пикет против оптимизации медицины, который власти разрешили только с 14-й попытки. Параллельно с ним в оживленных местах города начался и сбор голосов в рамках «народного референдума», где последним вопросом как раз и значилась эта оптиимзация. В Калужской области выход на улицу произошел 7 февраля, там местных коммунистов «прикрывал» депутат Госдумы Владимир Исаков – лидер нынешнего комсомола. При этом стационарные пикеты для сбора подписей вроде бы будут действовать ежедневно. А скажем, в Ижевск приехала депутат Госдумы Мария Дробот – член президиума ЦК КПРФ, которая тоже вышла на улицу вместе с местными товарищами. В этом регионе пятый вопрос был также медицинским.
Первый зампред ЦК Юрий Афонин, который курирует «народный референдум», рассказал «НГ», что первоначальная статистика по нему ожидается к 17–18 февраля. Потому что сам первоначальный этап сбора подписей займет весь февраль. И только в марте можно будет говорить об активной фазе кампании. Однако он привел первые данные: например, в голосовании по телефону только за 8 февраля проголосовало около тысячи человек. При этом треть из них, дескать, или была готова сотрудничать с партией, или просилась о вступлении в ее ряды. Уличные акции в массовом порядке тоже ожидаются лишь после раскрутки «народных референдумов», хотя бы потому, что заявка на публичное мероприятие подается за 10 дней до него, напомнил Афонин. А еще он пояснил, какие наиболее популярные темы выносятся регионами на пятую позицию бюллетеня, – это медицина, экология и градостроительство. Также поднимаются вопросы по ветхому жилью и газификации, есть и требования о сохранении советских названий улиц и площадей. Например, в Якутии, где власти хотят урезать площадь Ленина в центре Якутска (см. «НГ» от 05.02.25).
Афонин подчеркнул, что все вопросы «народных референдумов» подкреплены законопроектами КПРФ, региональные темы тоже предполагается усилить законодательно впоследствии. Первый зампред ЦК подтвердил, что с помощью «народных референдумов» планируется нарастить и актив, и общественную поддержку партии и ее инициатив. При этом уличный формат агитации и сбора подписей будет одним из самых востребованных, однако, уточнил он, в тех субъектах РФ, где такие акции еще в принципе возможно проводить.
«НГ» спросила экспертов, даст ли какой-то политический и электоральный эффект такое возвращение КПРФ на улицу. Ведь, к примеру, если левая оппозиция не может согласовать акцию, то она лишь показывает свою слабость. Споры же о месте и времени для уличной пропаганды и агитации, а тем более – суды по этому поводу не улучшают отношений партии с властями.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что с возвращением уличной политики вообще и с «народными референдумами» в частности есть несколько проблем. Во-первых, теперь люди крайне осторожно относятся к уличным протестам, задаваясь вопросом, стоит ли в них участвовать. Во-вторых, люди так же настороженно относятся к политике вообще: «Сейчас торжествует советский подход: «мы люди маленькие, рисковать не намерены», а политика и воспринимается как риск». В-третьих, если речь идет об общественных и хозяйственных вопросах, то люди сразу оценивают степень результативности той или иной политической силы. Поэтому привлечь к себе новых сторонников КПРФ будет крайне сложно. «Основная проблема этих уличных акций в том, что получается в основном «проповедь перед обращенными». То есть перед активом, ядерным электоратом и действующими сторонниками, периферийный электорат и сочувствующих удастся зацепить лишь отчасти», – предположил Макаркин. Но он уверен, что с властью коммунистов улица не рассорит, потому что их все меньше воспринимают как реальную угрозу, а все больше – как часть политического пейзажа. Риски конфликта возрастут, если по региональным вопросам будут требования отставок губернаторов. Хотя в Липецке было именно так, но массово это вряд ли произойдет.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ», что, хотя в основном «народные референдумы» проводятся по телефону и через интернет, усиление агитации улицей необходимо, это просто будет полезно для партии. Во-первых, демонстрация присутствия политической силы, создание картинки «люди в красном среди нас». Во-вторых, это обозначит пребывание партии в легальном поле, раз ей разрешают митинговать и пикетировать. В-третьих, в условиях нынешней митинговой тишины это создание настоящего информационного повода. А если фото и видео с места событий попадают в интернет, то охват становится еще большим.. Между тем эксперт сомневается, что борьба за возвращение на улицу создаст для КПРФ серьезные проблемы, хотя определенную тревогу у местных властей это и может вызвать. «Хотя власти не опасаются акций КПРФ самих по себе, но проблема в агитации, в тех постановочных фото и видео, на которых коммунисты демонстрируют или имитируют массовую народную поддержку своих инициатив, что может дать реальный электоральный эффект», – пояснил Калачев.