Защитнику придется добираться до СИЗО для видеообщения со своим доверителем. Фото с сайта www.fsin.gov.ru
Как выяснила «НГ», адвокаты недовольны правилами общения с подзащитными в СИЗО по видео-конференц-связи (ВКС). Приказ Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) оказался не таким, каким его хотели бы видеть защитники. Он ничем не отличается от общей нормы закона: помещения для ВКС будут только в учреждениях ФСИН. Это ставит под угрозу конфиденциальность подобных встреч и само понятие об адвокатской тайне.
Речь идет о новых правилах проведения свиданий с подзащитными в СИЗО посредством ВКС, которые начнут действовать с 5 февраля этого года в соответствии с поправками к закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Адвокаты надеялись, что в подзаконном акте все-таки не будет прямолинейных решений, но, как оказалось, напрасно.
Согласно приказу ФСИН, кабинеты для ВКС появятся либо в самих СИЗО и колониях, либо в региональных управлениях тюремного ведомства. В любом случае адвокаты уже не смогут связываться с СИЗО из собственных офисов, как это происходило раньше в порядке эксперимента. И если прежде предполагалось, что онлайн-свидания позволят сэкономить время, чтобы не тратить его на поездки и очереди, то теперь ясно, что очередей станет уже две. А это значит, что трудностей как для защитников, так и для сотрудников ФСИН лишь прибавится.
Поэтому опрошенные «НГ» эксперты не видят особо смысла в таких нововведениях, тем более весьма дорогостоящих, эти средства лучше было бы потратить на оборудование большего числа обычных кабинетов для свиданий. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян считает, что ВКС-свидания имеют смысл в таких случаях – при пандемии или для адвоката, находящегося в другом населенном пункте. «Представляется, что предложенный формат может по усмотрению руководства СИЗО вытеснить обычные свидания. Проверить обоснованность свиданий по ВКС при невозможности обычного свидания практически будет сложно», – сказал он «НГ». По его мнению, нововведение не заслуживает положительной оценки, ведь свидания «лицом к лицу» в большей степени обеспечивают сохранение адвокатской тайны и предоставляют возможность оказать квалифицированную юрпомощь.
Как напомнил вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгений Корчаго, свидания путем ВКС проводились и раньше, но правового регулирования не было, а потому нередко прокуратура их запрещала. После внесения соответствующих законодательных изменений сам порядок проведения таких свиданий был установлен, но детально не регламентирован. Насчет этого ожидался приказ ФСИН, который теперь издан: «Не сказал бы, что этот приказ хорошо и детально все регламентировал, он вызвал больше вопросов, чем ответов». Корчаго подчеркнул, что свидания по ВКС не должны и не могут заменить очные свидания, это должна быть лишь дополнительная возможность, когда не нужна личная встреча с подзащитным, чтобы «пошептаться на ушко».
«Посещение подзащитного в СИЗО – это головная боль защитников», – пояснил «НГ» адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Владислав Лапинский. Посещение даже для 10-минутного разговора занимает целый день: подъем в 5 утра, два с лишним часа на дорогу только в один конец до СИЗО, не меньше часа – ожидание, даже если записался в электронную очередь. А потом, сидя в следственном кабинете, можно еще часа три читать беллетристику, ожидая, пока не спеша приведут подзащитного. «Единственное, что греет душу, – это то, что я не в Москве. Там, рассказывают, адвокаты ночуют в очереди около изолятора, а каждый раз поутру – битва за вход с теми, кто проходит по блату», – сказал Лапинский. Он напомнил, что ФСИН объясняет это жуткой нехваткой сотрудников: дескать, никто не хочет получать небольшую зарплату за ненормированный рабочий день с не самым приятным контингентом.
Одним из решений было бы внедрение современных технологий – и приказ ФСИН о ВКС-свиданиях был призван этот вопрос как бы решить, но, по словам Лапинского, прокомментировать получившийся документ можно поговоркой «хотели, как лучше, а получилось, как всегда, через колено». Между тем больше года назад Адвокатская палата Санкт-Петербурга с разрешения ФСИН и по договоренности с администрацией самого большого в мире изолятора Кресты устроила эксперимент, соединив по ВКС их видеокабинет с самой палатой. Эксперимент вроде бы удался, его следовало бы расширить, но вместо этого адвокатов от контроля ВКС решили убрать. Понятно, что не в каждом случае адвокату точно нужна гарантированная конфиденциальность общения, так что видеосвидания пригодятся, однако кабинеты для связи должны быть в шаговой доступности. Например, в каждом и большом, и малом городе и, как правило, в его центре учреждения ФСИН как раз и расположены. И в них без труда можно было бы оборудовать по несколько кабинетов для ВКС. И сотрудников для контроля за этими кабинетами в городской черте можно было бы легко найти, ведь им ездить тогда никуда не надо, место работы недалеко от дома. Так что и адвокаты, и следователи смогли бы сэкономить массу времени. Тем не менее приказом предписано, что кабинеты ВКС должно размещать на территориях тех самых мест содержания, где находятся сами подследственные.
Однако самой злободневной темой все-таки остается сохранение секретности общения, подчеркнул Лапинский. Например, в приказе ФСИН не предусмотрено абсолютно никаких гарантий соблюдения адвокатской тайны. Так что пользоваться услугами ВКС можно лишь в самых крайних случаях и по таким поводам, которые не связаны, скажем, с обсуждением позиции по конкретному делу. «ВКС для адвокатов будет только тогда хороша, когда адвокатское сообщество сможет проверять ее и контролировать независимо от ФСИН. Чтобы было ясно, что обеспечиваются установленные Конституцией РФ и законами, в том числе и об адвокатуре, базовые гарантии адвокатской деятельности», – констатировал эксперт.
По словам адвоката Владислава Калинина, документ требует доработки: «У сообщества нет оснований доверять данной системе, к которой у нас нет доступа. Кто может нас заверить, что обсуждение вопросов по делу и позиции между доверителем и адвокатом останется в тайне? Ответ только один – никто!» – заметил он. Данный приказ ФСИН, возможно, нужен, отрицать современные технологии было бы ошибкой, однако ВКС «надо доверять – и это принципиальный аспект». Попытки же такого решения старых проблем, которые по факту могут создать проблему новые, вряд ли целесообразны. «А ключевые проблемы ФСИН – это финансирование, нехватка штатного состава, отсутствие помещений», – напомнил Калинин. В том виде, в котором приказ есть на сегодня, ждать от него существенных изменений, к сожалению, не приходится, зато он создает угрозы конфиденциальности и адвокатской тайне, что обеспечит еще меньше доверия к системе ВКС. «И что не менее важно, адвокатам все равно надо приезжать в учреждения ФСИН, проходить досмотры и вставать в очереди для длительного ожидания. И тогда есть вопрос: а что от этого меняется?» – подытожил он.