Борис Надеждин поддерживает контакты с активистами своей президентской кампании. Фото из Telegram-канала Бориса Надеждина
Несистемную оппозицию сейчас представляют в основном «Яблоко» и штабы активистов, организовывавшие президентскую кампанию Бориса Надеждина. Обе эти политсилы претендуют на участие в едином дне голосования (ЕДГ) 2025 года. В основном они сделают ставку на муниципальный уровень, где проще собирать подписи граждан и меньше финансовые затраты. «Яблоко» по традиции готово взять около половины кандидатов со стороны, но с условиями. Надеждин же разрабатывает стратегию распределения своих людей по разным партиям в качестве своего рода «кукушат». И сотрудничество с «Яблоком» в этом плане он считает вполне выгодным, но эта партия скорее всего опять откажется от координации с кем-либо.
Как пояснила «НГ» член политкомитета «Яблока» депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова, партия стремится выдвигать кандидатов на всех муниципальных выборах. При этом около половины из них – это не яблочники, хотя, конечно, все выдвиженцы в любом случае должны будут подписаться под политическим меморандумом «Яблока», то есть публично признать партийные ценности – проевропейскую ориентацию, отрицание сталинизма, критику социально-экономического курса власти, а в последние годы – еще и пацифистские лозунги.
Слабунова сказала, что «Яблоко», возможно, попытается участвовать и в выборах Заксобраний, например, Рязанской, Воронежской и Челябинской области, где есть сильные отделения. Но в принципе административные препоны на этом уровне выборов слишком высоки: количество подписей для регистрации кандидатов велико, а затраты – масштабны для непарламентской партии. Тем более что у «Яблока» и так есть право выдвигаться в Госдуму-2026 без сбора подписей. Поэтому в 2025-м ставка будет на низовые выборы. Особенно перспективными выглядят гордумы Казани, Магаса, Чебоксаров, Владимира, Иванова, Воронежа, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Томска.
При этом пока в «Яблоке» не обсуждали возможность взаимодействия с другими оппозиционными силами, например с теми же штабами Надеждина. «Решения о выдвижении кандидатов принимают реготделения, каждого из них они рассматривают отдельно. Если надеждинцы подпишутся под меморандумом, то, возможно, их выдвинем. Тем более если они будут известны в своих округах. Однако большое партийное решение о возможных союзниках принимает бюро и политкомитет партии незадолго до избирательной кампании, то есть весной», – сказала Слабунова.
Нетрудно предположить, что скорее всего и тоже по традиции яблочники просто проигнорируют предложения от каких-либо возможных союзников. Хотя Слабунова при этом подтвердила, что ЕДГ-2025 – это своеобразная репетиция думских выборов 2026 года. Надеждин тем временем обозначил наброски плана предвыборной работы на нынешний год. В первую очередь он напомнил сторонникам об уроках прошлогоднего ЕДГ. «Во-первых, по подписям регистрируют практически только согласованных с администрациями кандидатов. Из сотен кандидатов оппозиционных в десятках городов при нашей поддержке удалось зарегистрироваться только порядка 10%. То есть собирать подписи – это дело полезное для выражения позиции и мобилизации оппозиции. Но малоперспективное с точки зрения шансов на регистрацию. Во-вторых, во всех регионах и городах без сбора подписей регистрируют кандидатов, выдвинутых парламентскими партиями. На федеральном уровне все они поддерживают по ключевым вопросам политику президента РФ. Однако на уровне городов ситуация многообразнее – часто реальная оппозиция местному начальству выдвигается от КПРФ, иногда от «Новых людей» и СРЗП, редко – от ЛДПР. В результате мы иногда поддерживали кандидатов от этих партий – в логике: какая ни есть, но оппозиция ЕР», – подчеркнул Надеждин.
И он напомнил третий урок: «Большинство поддержанных партийных кандидатов были от «Новых людей», что не удивительно – это самая близкая по программе и составу партия». «В-четвертых, есть отдельные регионы и города, где без подписей можно выдвигаться от «Яблока», так как кое-где избирались его депутаты. По ключевым вопросам позиция «Яблока» близка к моей», – отметил Надеждин. И он не забыл подчеркнуть, что еще у «Яблока» сохраняется возможность выдвигать кандидатов в Госдуму без сбора подписей. Пятый же урок в том, что «у партии «Гражданская инициатива» (она выдвигала Надеждина в президенты. – «НГ») вообще нет депутатов, поэтому выдвижение от нее возможно только по подписям, но практически всем выдвинутым этой партией кандидатам отказывают в регистрации».
Надеждин пояснил «НГ», что исходя из этих уроков прошлого, план на ЕДГ-2025 у него трехсоставной. Во-первых, попытаться выдвинуть максимальное число своих. Во-вторых, выдвижение должно быть диверсифицированное – от самых разных партий. «В каких-то городах и регионах реальной оппозицией является КПРФ, где-то «Новые люди» и СРЗП. Где-то сильны позиции «Яблока». Все это надо учитывать и выходить на связь с лидерами сильных оппозиционных отделений – и многие контакты у меня уже есть», – заявил он. При этом уточнив, что какого-то одного оптимального варианта по выдвижению кандидатов просто нет. Третьим же этапом – уже после регистрации и отсеивания своих кандидатов – будет поддержка просто сильных выдвиженцев от разных оппозиционных сил. При этом штабы Надеждина, как и он сам, будут готовы оказывать поддержку и тем, кто вообще изначально не имел к ним отношения, например самовыдвиженцам. Поддержку будут оказывать в первую очередь медийную, затем – юридическую и, наконец, могут помочь со сбором пожертвований.
Надеждин подчеркнул, что ЕДГ-2025 – это действительно серьезный шаг на пути к выборам 2026 года. И успешно зарекомендовавшие себя активные кандидаты могут войти в список или пойти одномандатниками на выборы в Госдуму. Сам Надеждин, дескать, уже сейчас размышляет, как закрыть все 450 думских мест. Среди же читателей своего Telegram-канала он провел голосование о том, как выдвигать кандидатов на выборах в этом году. По итогам 22 января за сутки проголосовало около 7,5 тыс. человек. 27% выступили за то, чтобы выдвигать кандидатов от парламентских партий – кроме «Единой России», 23% выступили за выдвижение только от «Новых людей», а 14% – от «Яблока». 8% считают выходом самовыдвижение несистемщиков, пусть и со сбором подписей, еще 6% за то, чтобы кандидаты шли от «Гражданской инициативы». А 5% предложили вообще не участвовать в таких выборах.