Фото Reuters
По указу президента РФ генеральный прокурор Игорь Краснов 22 января был утвержден в своей должности, которую он может занимать следующие пять лет. Это решение Владимира Путина было, с одной стороны, формальным, а с другой – обязательным. Глава государства исполнил норму Конституции о назначении руководителей ряда ведомств только после консультаций с Советом Федерации. Они прошли в конце декабря, придав правовой новации окончательную форму. Уже во второй раз, с учетом первого опыта в мае прошлого года, сенаторы публично разглядывают кандидатуры тех или иных силовиков.
Указ президента РФ № 35 опубликован 22 января, в нем говорится о назначении Игоря Краснова на должность генерального прокурора страны. Перед именной частью указа значатся две ссылки – на ч. 2 ст. 129 Конституции РФ и п. 1 и п. 5 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Все эти положения были введены в оборот по результатам всероссийского голосования в марте 2020 года за поправки к Основному закону.
Например, п. 1 ст. 12 профильного закона гласит, что «генпрокурор назначается на должность президентом РФ после консультаций с Советом Федерации». Пункт 5 этой статьи говорит о том, что «срок полномочий генерального прокурора – пять лет». Напомним, что Краснов занял свой нынешний пост, на который он сейчас получил переназначение, 22 января 2020 года. В должности он был утвержден голосованием сенаторов, которые тогда официально так еще не назывались, в соответствии с прежней редакцией Конституции РФ.
В обновленном ее варианте не уточнялся порядок консультаций Совета Федерации с президентом, через которые должны были проходить руководители силовых и особых ведомств вроде Минюста. Однако в результате экспериментов в мае 2024-го, когда после перевыборов Путин формировалось новое правительство, установилась традиция формальной публичности подобных согласований. Укоренили ее сенаторы в декабре прошлого года как раз в процессе консультаций по кандидатуре Краснова: 20-го числа палата приняла постановление о том, что они признаны состоявшимися. Ранее генпрокурор побывал в нескольких комитетах СФ, а потом ответил на вопросы сенаторов в открытом заседании.
Так что Путин своим указом лишь оформил предрешенное назначение, для чего, правда, был выбран необычный правовой дизайн. В ст. 83 обновленной Конституции-2020 есть п. «е. 1», который как раз и описывает механизм назначения генпрокурора президентом. Но указ № 35 почему-то ссылается на это же полномочие из более низкого в иерархии закона о прокуратуре. Кстати, в ч. 2 ст. 129 Конституции содержится лишь перечень ограничений и запретов для любых прокуроров: быть только гражданином РФ и не иметь зарубежных паспортов и счетов.