Загруженность судей делами объективно снижает качество правосудия. Фото PhotoXPress.ru
Чтобы снизить нагрузку на мировых судей, Минюст обновляет правила создания судебных участков. Для регионов, население которых увеличивается, вводится критерий, связанный с таким ростом. Ведь нынешний подушевой подсчет граждан, приходящихся на один участок, уже устарел. Неплохой замысел Минюста сам по себе особого эффекта не даст, пояснили «НГ» эксперты. И если комплексные изменения в фундаменте Фемиды пока невозможны, то хотя бы нагрузку надо определять по-другому. Например, исходить из количества дел, ежегодно рассматриваемых каждым мировым судьей.
Сейчас мировые суды создаются из расчета от 15 тыс. до 23 тыс. человек на один участок. Этот критерий не менялся с 1998 года. Как считают в Минюсте, его недостаточно для «обеспечения права граждан и организаций на эффективное отправление правосудия в разумные сроки».
Например, в течение последних 10 лет нагрузка на мировых судей при рассмотрении ими гражданских и административных дел выросла более чем в четыре раза. При этом, говорится в пояснительной записке к проекту ведомства, в семи субъектах РФ «средняя численность населения на участке превышает законодательно установленный предел». Это Чечня, Дагестан, Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Севастополь. Поэтому Минюст предлагает новый критерий для создания дополнительных участков – если число граждан, приходящееся на один из них, уже больше 23 тыс.
Как сказал «НГ» адвокат и партнер ООО «Правовая группа» Владимир Шалаев, институт мировых судов, безусловно, нуждается в реформировании – и по количеству судебных участков, и по их расположению. Ему кажется более логичным создавать в крупных городах дворцы правосудия для мировых судей по аналогии с теми, в которых работают федеральные судьи низового уровня, а распределение нагрузки производить исходя из фактической ситуации в одном судебном районе. «Это факт, что при назначении на участок мировые судьи первым делом смотрят, есть на его территории, например, торговые центры или нет, так как это сказывается на объеме рассматриваемых уголовных дел», – пояснил он.
Заведующий филиалом воронежской областной коллегии адвокатов АК «Тюлькин и партнеры» Александр Тюлькин подтвердил, что из-за загруженности мировых судов сроки рассмотрения как гражданских, так и уголовных дел затягиваются. Причем не только в мегаполисах, но и в региональных райцентрах. Предлагаемая Минюстом мера, по его словам, поможет снизить нагрузку, а значит, повысить уровень профессионализма этих судов. К примеру, они смогут проводить свои заседания в точно назначенное время. Однако эксперт заметил, что при рассмотрении законодательной инициативы необходимо не забывать о масштабах страны, скажем, на Севере или Дальнем Востоке есть затруднения, связанные с транспортной доступностью мировых судов для граждан. А член Ассоциации юристов России Ассия Дмитриева предложила в дополнение к проекту Минюста «расширить штат аппарата каждого судебного участка», к каждому сотруднику мирового суда прикрепить еще и по помощнику, то есть и к секретарю судебного заседания, и к помощнику судьи, и к заведующему канцелярией.
На сегодняшний день есть участки, которые завалены делами, а есть те, где нагрузка небольшая, подтвердила «НГ» партнер компании «Графкин и партнеры» Марина Дячук. Особенно сильная диспропорция в Москве. А с учетом того, что мировые судьи рассматривают не только гражданские, но еще и уголовные и административные дела, неравномерность может быть связана со спецификой территориального месторасположения. И действительно, если в зоне подсудности участка находится торговый центр, то растет число уголовных дел небольшой тяжести. Сильная загруженность одного судьи приводит к тому, что дела рассматриваются долго, а заседания постоянно откладываются. Если же случаются болезни, отпуска, учеба какого-то судьи, то передача от него дел на другой участок нагрузку еще сильнее увеличивает. Однако, по мнению Дячук, новый критерий вряд ли поможет это оптимизировать. Она считает, что надо использовать более объективный критерий расчета – это количество дел, которое судья рассматривает за год. Если превышен допустимый порог, тогда создается новый участок.
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев сказал «НГ», что раз перегруженность судей в значительной мере способна повлиять на качество судебной защиты, то любая инициатива по совершенствованию системы должна приветствоваться. Вместе с тем необходим все же комплексный подход, который включал бы «и реформу процессуального законодательства, и более широкое использование современных цифровых средств, и многое другое». Немалое значение, заметил он, имеет и профессионализация судебного представительства. В связке с предсказуемостью судебных решений и стабильностью правоприменительной практики нынешние предложения Минюста способны будут значительно снизить нагрузку на судебную систему, уверен Толчеев.
А управляющий партнер «Легес» Мария Спиридонова дополнила, что актуальной остается и проблема финансового и материально-технического обеспечения работы мировых судей. Уровень профессиональной подготовленности и квалификации работников аппарата также напрямую влияет на качество судопроизводства. Член президентского Совета по правам человека Александр Брод полагает, что создание новых судебных участков «не станет универсальным способом снижения нагрузки на действующих судей». Необходимо учитывать кадровый дефицит – сейчас вакантна примерно пятая часть ставок, а объясняется это низкой зарплатой, той же нагрузкой, но еще и профессиональным выгоранием. Для разгрузки судов необходимо активнее внедрять цифровизацию, настаивает он. А еще важно развивать примирительные процедуры, укреплять сообщество медиаторов, что позволит решать ряд конфликтных ситуаций в досудебной стадии. «И конечно, необходимы правовое просвещение граждан, укрепление законности в действиях всех ветвей власти, что снизит потребность обращаться в суды», – подчеркнул Брод.
Как пояснил «НГ» старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин, инициатива Минюста, хотя и выглядит скорее юридико-технической, «вне всякого сомнения позитивна и неожиданно своевременна». Ведь мировые суды «переваривают» подавляющее большинство жалоб граждан, работая «в состоянии аншлага». Однако разрешит ли это полностью проблему загрузки судебной системы предлагаемый Минюстом новый критерий? По мнению Добрынина, ответ будет отрицательным. Это невозможно без решения ключевой задачи – упразднения «дешевого правосудия». Дескать, по его словам, народ судится бессмысленно и беспощадно по любому поводу – и даже когда его нет. Судебная пошлина, уверен он, должна быть настолько весомой, чтобы гражданин, прежде чем обращаться к суду как механизму восстановления своих нарушенных прав, задумался об использовании иных правовых инструментов, включая ту же медиацию, а также все-таки учился договариваться. «Мотивирующий к здравому выбору способа защиты права, а не к сутяжничеству размер пошлины должен применяться как общее правило. Однако из него необходимо делать исключения в немногих случаях, когда речь идет о действительно социально значимых проблемах, для решения которых нет иного способа, кроме судебного».
Что же касается якобы нехватки ресурсов для назначения судей, то Добрынин заметил, что их надо пополнять не за счет сотрудников аппарата судов, а из адвокатских рядов. Однако для этого необходимы политическая воля сверху и понимание того, что это принесет именно пользу судейской профессии. Пока же судьи представляют собой закрытую касту, так что никакие адвокаты в обозримом будущем, увы, не будут туда допущены. И современный этап правового развития страны, по его словам, лишь подтверждает этот прогноз. Добрынин напомнил «НГ» известную аксиому: там, где статус судьи не только хорошо оплачивается, но и по-настоящему престижен и действительно становится пиком профессионального успеха юриста, обычно не бывает дефицита соискателей судейской должности.