0
561
Газета Политика Печатная версия

09.01.2025 20:46:00

Государство взвалило пробацию на НКО

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

Тэги: фсин, ресоциализация бывших заключенных, общественный надзор, нко, система пробации, центры адаптации


фсин, ресоциализация бывших заключенных, общественный надзор, нко, система пробации, центры адаптации Общественники, занимающиеся помощью заключенным, сформулировали вопросы к властям. Фото с сайта www.helppris.ru

Как стало известно «НГ», в апреле планируется конференция, в которой примут участие представители некоммерческих организаций (НКО) и ведомств, занимающихся ресоциализацией экс-заключенных. С этого года система пробации действует и на постпенитенциарном этапе. Но помогают тем, кто оказался в трудной ситуации после освобождения, в основном НКО. У общественников есть вопросы к государству, которое, похоже, свалило на них все это дело, но оказывает минимум содействия.

С 2025 года в РФ заработала постпенитенциарная пробация. По всей стране должны заработать специальные центры адаптации бывших заключенных. Там им помогут восстанавливать жизненные навыки и социальные связи, посодействуют в трудоустройстве и т.п. Пока этим занимаются не столько госструктуры, сколько НКО.

Напомним, что закон о системе ресоциализации заключенных вступил в силу в два этапа. С января 2024-го реализация его норм в основном проводилась в исправительных учреждениях. Выявлялись нужды тех, кто готовился к освобождению, выяснялись условия для их будущей адаптации на свободе, разрабатывались меры для профилактики рецидивной преступности. Также началось переформатирование органов надзора за экс-осужденными. Образовательные организации ФСИН приступили к подготовке специалистов по пробации, данная профориентация была открыта и в ряде обычных вузов. К концу прошлого года эта пенитенциарная пробация охватила более 35 тыс. человек. «Более 21 тыс. обратились с заявлением об оказании содействия в рамках пробации. Было принято решение о целесообразности пробации и разработаны индивидуальные программы в отношении более чем 19 тыс. человек. Мы видим, что с каждым месяцем развитие этого института идет по нарастающей», – заявил недавно министр юстиции РФ Константин Чуйченко.

Однако новый этап пробации у тех, кто ею занимается, причем достаточно давно, уже вызвал массу вопросов к государству. По информации «НГ», они были в целом сформулированы на прошедшей в конце года всероссийской видеоконференции «НКО и пробация. Практика создания и функционирования центров пробации в субъектах РФ». Организатором выступил Фонд помощи заключенным, а участвовали в совещании представители более трех десятков НКО, реализующих на местах различные программы поддержки осужденных – нынешних и бывших. Наиболее важными были признаны ответы, дающие представление о критериях эффективности пробации, общественном контроле за ее ходом. А также, конечно, о том, насколько устойчивым будет финансирование профильных НКО, подключат ли к этому ресурсы как федерального, так и региональных бюджетов.

Как пояснила «НГ» президент Фонда помощи заключенным, ответственный секретарь Общественного совета при ФСИН РФ Сюзанна Кирильчук, многие НКО обладают богатым опытом, поскольку давно занимаются пробацией. Тот же Фонд помощи заключенным создал свой центр еще в 2007-м. Однако для реализации нынешнего масштабного проекта сил одних НКО явно недостаточно. Например, потому, что в регионах нет регулярной и единообразной программы субсидирования профильных НКО. Большинство из них действуют в рамках грантовых проектов, субсидии получают единицы. Хотя, заметила Кирильчук, осужденные освобождаются каждый день, среди них много тех, кто нуждается в поддержке. А у НКО, которые уже открыли центры пробации или планируют это сделать, должна быть возможность нанять штат сотрудников, соблюсти условия для временного проживания людей, обеспечить их безопасность.

Есть и вопрос о правовых основаниях для появления в регионах центров пробации. Хотя каждый осужденный может написать заявление на участие в программе, окончательное решение о том, нуждается ли он в пробации, принимают управления ФСИН. Так что, по ее словам, «и здесь необходим контроль за соблюдением прав осужденных». При этом если центры пробации подразумевают проживание там людей, то есть функционирование общежития, тогда отчетность НКО перед различными госорганами в разы увеличивается. Это, скажем, касается и пожарной безопасности, и условий питания, и общего порядка содержания. А потому, настаивает Кирильчук, необходима понятная для общественников и единая для всех регионов программа обеспечения работы центров пробации. Совершенно очевидно, что те НКО, которые только готовятся открыть свои центры, нуждаются в методической поддержке. Но этим опять же занимаются сами общественники, к примеру, тот же Фонд помощи заключенным. Также в 2025-м планируется создать реестры и профильных НКО, и действующих центров.

По информации «НГ», некоторые правозащитники сейчас опасаются, что второй этап пробации – куда более затратный и трудоемкий, чем первый, государство вообще хотят вытянуть за счет одних лишь НКО. Причем не особо им и помогая в этом деле. Например, потому, что при случае этих общественников всегда можно сделать крайними. То есть НКО готовы были бы проверять ход пробации, которую проводит ФСИН, но беспокоятся, что вместо этого начнут проверять их самих. Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод сообщил «НГ», что в минувшем году он провел десятки рабочих встреч от Рязани до Владивостока с руководителями управлений ФСИН, представителями правозащитных и общественных организаций, чтобы узнать, как реализуется закон о пробации. Общался Брод и с участниками программы из числа осужденных. «Общее впечатление такое: работа идет, благо опыт в каждом регионе по данной теме имелся», – поделился он своими впечатлениями. Но, конечно, не обходится и без шероховатостей: нет целенаправленной информационной кампании в СМИ и соцсетях о задачах пробации, ее реализации и отношении ее участников. Брод сказал, к примеру, что в одном из регионов он вообще услышал категорический ответ: слово «пробация» вызывает раздражение, ни властям, ни осужденным эта тема, дескать, не интересна, программа осуществляется для галочки. Не всегда, по его мнению, понятен и подбор контрагентов, сотрудничающих с ФСИН: почему, скажем, «подключена юридическая кампания А, а не Б».

Говоря об общественном надзоре за пробацией, Брод заметил, что далеко не все гражданские активисты понимают, как его осуществлять, есть ли у них на то полномочия. И их действительно волнует механизм госконтроля за центрами пробации, открытыми на базе их НКО: «Кто этим будет заниматься, чем будут руководствоваться контролеры, не перегнут ли палку и не замордуют ли НКО?» По-прежнему открыт вопрос и о поддержке таких НКО на региональном и федеральном уровне. Или, например, если участники пробации будут проживать в этих центрах, то кто будет обеспечивать в них безопасность. Необходимо и больше профессиональных кадров для работы в системе пробации. «Одним словом, второй год поезд пробации отправляется от станции назначения, но до сих пор не все ясно по направлению его пути. Необходимы постоянные контакты все участников системы, а особенно – с ФСИН и Минюстом. Требуется изучение позитивных практик, расшивка непонятных вопросов, регулярные замеры КПД самого процесса», – подытожил Брод. 


Читайте также


Региональная политика 6-9 января в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 января в зеркале Telegram

0
225
Пять книг недели

Пять книг недели

0
788
Лукашенко готовится передать власть

Лукашенко готовится передать власть

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии пообещал не держаться за должность

0
2250
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
3389

Другие новости