Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев выступает экспертом по иноагентам. Фото РИА Новости
Госдума после новогоднего перерыва, судя по всему, планирует вернуться к законопроекту, разрешающему заочные уголовные процессы против тех граждан, которые скрываются за рубежом. Там прямо говорится именно о таких обвиняемых, которых никогда не выдадут России по политическим соображениям, а тем более из недружественных стран. Судя по всему, проект будет дорабатываться для его связки с законом о спецсчетах иноагентов, где уже предусмотрена возможность их использования для уплаты штрафов и реализации конфискационных мер.
Формально речь идет об изменении ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) о возможной передаче уголовных дел в иностранные государства. Эту процедуру группа депутатов предлагает оговорить рядом условий в контексте текущей внешнеполитической ситуации.
Под законопроектом среди прочих значится, например, имя председателя комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарева. Он одновременно возглавляет и комиссию ГД по противодействию внешнему вмешательству во внутренние дела РФ, выступая фронтменом обсуждения всех инициатив о тех или иных ужесточениях для иноагентов. Например, недавнее решение о том, чтобы все российские доходы этих иноагентов поступали только на специальный счет, проводил также он. Напомним, что кроме ограничения доступа к собственным финансам до тех пор, пока статус иноагента не снят, данный закон содержит еще одно положение. Он разрешает государству использовать подобные спецсчета для взимания обязательных платежей. К примеру, алиментов, пеней и, конечно, штрафов. При этом не уточняется, каких – только административных или уголовных тоже.
Однако уголовные штрафы по нынешнему законодательству назначить почти невозможно, поскольку заочные процессы в основном запрещены. Особенно по тяжким или особо тяжким преступлениям, если это не какой-то исключительный случай. Вот депутатская поправка к ст. 458 УПК как раз и разруливает данную правовую ситуацию. Предполагается записать в УПК, что «в случае невозможности производства процессуальных действий с участием лица, совершившего преступление, в связи с его нахождением за пределами территории РФ, а также невозможности проведения судебного разбирательства в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 247 УПК материалы уголовного дела передаются в Генпрокуратуру РФ для решения вопроса о направлении их в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования».
Следует напомнить, что сейчас УПК на этот счет Генпрокуратуре императивно предписывает дела передавать, но депутаты считают, что формулировка должна быть более осторожной. Дескать, это «не всегда целесообразно, в особенности по отношению к недружественным странам». «НГ» уже писала о нюансах нынешнего и предполагаемого правового регулирования (см. «НГ» от 04.08.24), однако тогда еще не было известно о законе по спецсчетам иноагентов. Теперь же пазл начинает складываться. И становится более понятной, скажем, такая фраза из пояснительной записки: мол, действующая редакция УПК об обязательной передаче дел за рубеж «вступает в определенную коллизию» с ч. 4 и 5 ст. 247. А там говорится «о заочном рассмотрении дел, позволяющем решать вопросы возмещения ущерба потерпевшим, конфискации активов, применения штрафов и иных имущественных взысканий в доход РФ».
Сама же пояснительная записка начинается с вполне ясной фразы: «Проект разработан в целях устранения пробелов регулирования в законодательстве РФ обеспечения неотвратимости ответственности лиц, не подлежащих экстрадиции и иной передаче в РФ из-за рубежа, в частности, по основаниям, связанным с внешнеполитической ситуацией». Кстати, из-за ожидания отзыва от правительства Госдума и не смогла провести такой важный закон хотя бы в первом чтении, он был отложен на новую сессию 13 декабря. Мнение кабинета министров поступило на Охотный Ряд 21 числа, и оно выглядит попыткой снять поправки, которые составляют саму суть инициативы. В частности, отменить право Генпрокуратуры самой решать, есть исключительный случай или нет, чтобы разрешить заочный процесс. Видимо, потому рассмотрение проекта и было отложено: правительству попытаются объяснить, что его возражения в нынешнем контексте просто неуместны.