Государственная дума коллективно одобряет борьбу властей с иноагентами. Фото с сайта www.duma.gov.ru
С 15 мая 2024 года заработали поправки в закон о гарантиях избирательных прав граждан. Госдума разом приняла их 6 мая. Депутаты взяли из архива одну из инициатив, касавшуюся выборов, и добавили туда все, что надо. Обычно это делается, когда нужно принять максимально оперативное решение. И таковая необходимость присутствовала: перед стартом региональных выборов иноагентов надо было полностью лишить пассивного избирательного права. То есть не дать возможности баллотироваться куда-либо вплоть до последнего сельсовета.
И речь была именно о невозможности, а не о запрете. Дескать, выдвигаться кандидатом со статусом иноагента можно, но если Минюст не исключит гражданина из своего реестра, то регистрацию на выборах получить не удастся. Особая формула была введена для действующих депутатов и иных выборных лиц: они по умолчанию не имеют права быть иноагентами. И если этим словом кого-то вдруг называют, то мандата или должности он лишается автоматически. Так власть опровергла свои же утверждения, что иноагентам, дескать, ничего не запрещено, им следует просто декларировать свой статус.
Однако де-факто отказ от предыдущих утверждений проявился еще в начале года. Президент РФ 11 марта подписал закон о запрете российской рекламы на информресурсах иноагентов. Их самих было запрещено рекламировать внутри России, причем это касалось и СМИ. Когда депутаты принимали данное решение, председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев не мог точно сказать, как оно будет действовать. Наверное, предполагал он, наказания не будет, если издание, допустим, дало лишь информационное сообщение с полагающейся маркировкой. Но если СМИ будут продвигать иноагентов, то это уже будет сочтено нарушением запрета. Было ясно, что то или иное толкование власти оставляют за собой.
Как раз тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин впервые и употребил выражение «законы против негодяев». Следующая их серия последовала ближе к зиме, в конце ноября появился такой закон: тем иноагентам, кто получает в России авторские гонорары, было предписано открыть в банке спецсчет. Снимать же средства было разрешено лишь тем, кто статус иноагента потеряет. Зато, как выяснилось, с этого счета государство сможет забирать суммы штрафов, назначаемых иноагентам за правонарушения или преступления. В итоге это требование было распространено на любые доходы иноагентов, получаемые из России, например от продажи недвижимости. Таким образом, для политэмигрантов было найдено своего рода реальное наказание.