Минюст России усиливает свою охранительную функцию. Фото РИА Новости
Минюст России 25 ноября отказал в регистрации партии «Рассвет» по итогам ее учредительного съезда, который прошел еще 1–2 мая. Документы были поданы оргкомитетом партии 1 ноября. В середине того же месяца Минюстом не была одобрена регистрация еще одного нового политпроекта – Партии любителей пива (ПЛП). Ее учредительный съезд состоялся 5 октября, заявка была направлена в профильное ведомство гораздо быстрее – 23 октября.
Однако вне зависимости от скорости действий оба оргкомитета решение ожидало одинаковое. Создание партий было остановлено по чисто юридическим, то есть исключительно формальным причинам. А значит, эти партии теперь не смогут реализовать собственных политических планов. В первую очередь, конечно, тех, что связаны с избирательными кампаниями 2025 года, а затем – уже и федеральными выборами в Госдуму 2026-го.
И «Рассвет», и ПЛП, конечно, рассчитывали на возможность участия своих активистов в региональных выборах, чтобы попытаться получить для думской кампании так называемую льготу. То есть право выдвигать кандидатов в депутаты нижней палаты без сбора подписей 200 тыс. граждан. Чтобы избежать таких трудностей, достаточно хотя бы одного мандата в каком-либо Заксобрании субъекта РФ.
Однако теперь новые учредительные съезды переносятся на будущий год, также время будет затрачено зря в ожидании очередного решения Минюста. Но даже если оно вдруг окажется положительным, то еще предстоит регистрация как минимум 45 региональных отделений максимум в течение полугода. А с этим уже точно никак не успеть к июню 2025-го, когда и стартует единый день голосования.
При этом Минюст, судя по всему, использовал в отношении обоих новых политпроектов один из своих бюрократических инструментов, который ранее был запасным и применялся весьма редко. К «Рассвету» оказалось несколько претензий: неединогласные решения на съезде и неправильно оформленные сведения о делегатах съезда. Они не были предоставлены по форме, которая указана на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). В отношении ПЛП сработала норма о том, что если какое-то юрлицо ликвидировано с нарушениями, то его учредители попадают в особый список ФНС. После чего новые юрлица, включая и партии, таким учреждать нельзя. Предполагаемый лидер ПЛП, как активный бизнесмен, как раз и оказался в данном списке. То есть Минюст пока опирался на закон о госрегистрации юрлиц, а не на закон о политпартиях. Это значит, что в его арсенале остаются еще и политические причины для отказов. Например, несоответствие закону устава партии или вообще ее названия. Последнее актуально для ПЛП – и там загодя готовятся к возможным претензиям. Пока, видимо, в шутку придумана аббревиатура ПЛП (б), то есть безалкогольное пиво.
«Рассвет», создаваемый бывшей участницей президентской кампании Екатериной Дунцовой (признана в РФ иноагентом), и ПЛП, вдохновляемая политологом Константином Калачевым, конечно, поторопились с проведением новых оргкомитетов. От «Рассвета» документы были переданы в Минюст 3 декабря. Очередной учредительный съезд намечается «на очень раннюю весну». ПЛП заверила в Минюсте свою новую попытку 2 декабря, однако съезд планируется лишь летом или даже осенью. По словам Калачева, «спешить не будем, пусть начальство привыкнет к мысли о нашем существовании».