В деятельности избиркомов современные технологии применяются широко, но не повсеместно. Фото с сайта www.cikrf.ru
На всероссийском совещании глав избирательных комиссий субъектов РФ председатель ЦИК России Элла Памфилова еще раз подтвердила, что основные усилия при подготовке к выборам в Госдуму 2026 года будут направлены на создание для граждан страны различных электоральных удобств. В первую очередь благодаря современным цифровым технологиям, но не в последнюю – за счет повышения эффективности работы самих избиркомов. Например, была анонсирована еще одна система дистанционного голосования, похоже, не электронного, а какого-то иного. Она предназначается для так называемых труднодоступных местностей.
Всероссийское совещание проходило два дня, однако по итогам заседаний 19–20 декабря официальной информации появилось немного. В первом своем выступлении Памфилова в основном благодарила коллег за ударный труд в течение всего 2024 года, который вместил две избирательные кампании. Она повторила, что президентские выборы, конечно, были главными, но и региональные тоже потребовали много усилий.
Также была отмечено, что участники совещания рассмотрели «вопросы использования цифровой платформы ГАС «Выборы» 2.0, порядок работы с платформой обратной связи портала «Госуслуги» в работе избиркомов». И «большое внимание было уделено вопросам применения дистанционного электронного голосования» (ДЭГ). Напомним, впрочем, что до этого Памфилова уже объявила, что повсеместного внедрения ДЭГ к выборам-2026 все-таки не будет, вряд ли оно пройдет более чем в половине субъектов РФ. Поэтому интересными показались ее заявления на второй день совещания: «Нам нельзя успокаиваться ни на минуту. Есть ряд стратегических направлений, которые мы должны довести до ума в преддверии выборов депутатов Госдумы 2026 года. Например, создание дистанционного голосования в труднодоступных местностях, подготовка предложений по совершенствованию избирательного законодательства, развитие проекта «ИнформУИК», усиление работы с молодежью и информационно-просветительской деятельности».
Последние две задачи, обозначенные Памфиловой, в целом понятны, по поводу проекта «ИнформУИК» тоже в принципе все ясно. Если говорить просто, то это участие членов избиркомов в информационном обеспечении выборов, которое параллельно актуализирует базу избирателей. Злые языки также утверждают, что еще это и форма незаконной предварительной агитации, но доказать ничего существенного не могут. Но в действительности это не так важно, важнее именно данные о наличии избирателей. Это особенно нужно для реальной работы той самой ГАС «Выборы» 2.0 – полностью обновленной цифровой платформы.
Как раз та и должна предоставить потенциал как для развития ДЭГ, так и ЭГ, то есть голосования через терминал на офлайн-участках. Однако теперь Памфилова говорит и о какой-то третьей системе дистанционного голосования (ДГ). Тут следует уточнить, что понятие «труднодоступная местность» трактуется весьма широко, причем именно самими регионами – от отдаленных стойбищ, куда и вертолетом не всегда долететь, до вполне обычных поселков, куда автобус приезжает, скажем, раз в сутки или реже. На заседаниях ЦИК уже звучало, что новое ДГ не будет связано с интернетом. Волеизъявление по почте в принципе законом разрешено, но после опыта США власти РФ, которые прошлый критиковали, вряд ли ему последуют. Мировая практика знает еще голосование по доверенности – и тут простор для борьбы за удобства для избирателей, конечно, открывается большой. Впрочем, нельзя исключать и каких-то чисто российских прорывных вариантов.