Фото агентства «Москва»
Правительство РФ обновило в госпрограмме «Юстиция» раздел о приоритетах. Особо выделены два – цифровизация юридической сферы и увеличение объемов доступной гражданам бесплатной юридической помощи (БЮП). Эксперты «НГ» приветствовали внимание к современным технологиям, но высказали сомнения в финансовой возможности реализовать все новации. Например, повсеместно создать государственные юридические бюро. Идея устроить в больших городах целые «юридические кварталы» и вовсе признана утопической.
Изменения внесены в описательную часть программы, которая указывает на ее приоритеты и цели. Этот раздел обновлен, по сути, полностью. Судя по документу, продолжится цифровизация рынка юруслуг, а объем и доступность БЮП для граждан будут неуклонно расти.
Одна из социально ориентированных функций Минюста – развитие системы квалифицированной юрпомощи. Предусматриваются и дальнейшее совершенствование законодательства, и создание государственных юрбюро во всех регионах, и цифровизация процесса оказания БЮП. В этом же направлении следуют обещания расширить сеть «кварталов юстиции» в больших городах для «повышения уровня доступности правовых услуг, в частности квалифицированной БЮП, и предоставления гражданам возможности получения госуслуг в режиме «одного окна». Отмечается, что за последние два года подобные кварталы появились в Кемерове и Казани. «До 2030 года предполагается осуществить проектирование, строительство и реконструкцию, а также приобретение административных зданий и сооружений в 29 субъектах РФ», – говорится в правительственном документе.
Еще одним приоритетом названо развитие института судебных экспертиз, которому сегодня не хватает финансирования и кадров, спецоборудования и научно-методической базы. Планируется это коренным образом изменить. Еще из поправок к госпрограмме «Юстиция» выходит, что одним из основных гарантов реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юрпомощи и на судебную защиту остается адвокатура. То есть речь идет о неминуемом введении «адвокатской монополии» на представительство, чтобы граждане не попадали в руки сомнительных консультантов и мошенников.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игорь Татарович заявил «НГ», что это хорошо, когда правительство в непростое время выделяет развитие юридической системы как одну из приоритетных задач. В постановлении кабинета министров он выделил важные моменты. Во-первых, создана правовая база для развития существующих и создания новых цифровых сервисов в системе Минюста и их интеграции с порталом госуслуг. На это, заметил Татарович, требуются бюджетные средства, но есть вопрос, насколько оправданно возможное дублирование с существующими и успешно работающими информационными и экспертными интернет-системами.
А в планах по развитию БЮП вызывают определенные сомнения и опасения предлагаемые для этого способы, а именно – расширение дорогостоящего проекта повсеместного создания госюрбюро и повышение эффективности адвокатуры путем изменения законодательства о ней. Татарович напомнил «НГ», что ее руководители однозначно высказывались на данную тему: корпорация обладает необходимыми ресурсами для оказания БЮП во всех сферах права и, главное, вполне с этим справляется в течение нескольких десятилетий со значительно небольшими затратами для госбюджета. «Хотелось бы узнать у авторов постановления, в чем состоит неэффективность работы адвокатов и каким образом ее намерены повышать, не устанавливая дополнительных обременений и ограничений», – заметил Татарович.
Он подчеркнул, что безусловно не может не радовать обращение правительством внимания на такие сферы, как судебно-экспертная деятельность и исполнение судебных решений, однако «хотелось бы мер системного характера». То есть и увеличения финансирования, и стимулирования сотрудников, и внесения изменений в законодательство. Было бы, по словам Татаровича, хорошо, если бы это не свелось к расширению цифрового документооборота, который на практике даже затрудняет доступность для граждан службы судебных приставов. И, конечно, не привело бы к размещению соответствующих организаций в пресловутых «юридических кварталах».
По его мнению, ввиду ее заведомой утопичности даже сложно комментировать саму эту идею. Разместить там все органы и подразделения как самого Минюста, так и подведомственных и поднадзорных ему структур, а также бюро судебных экспертиз, региональные адвокатские и нотариальные палаты скорее всего просто невозможно. Скажем, в крупных региональных городах отсутствуют земельные участки необходимой площади, по крайней мере в их центральных частях. Перенесение всего этого на окраину или за городскую черту вместо декларируемого удобства создаст массу проблем для всех. В том числе и финансовых: большинство соответствующих организаций уже имеют помещения в центре городов, причем адвокатские и нотариальные палаты обеспечены ими за счет собственных средств. Кстати, предоставление им помещений за бюджетный счет вообще не предусмотрено законодательством, напомнил Татарович.
Как сказал «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, президент адвокатской палаты Москвы Сергей Зубков, судебное представительство – одно из важных направлений адвокатской деятельности. А сейчас на рынке юруслуг ситуация такова, что оказывать их может любой, даже не обладающий юридическим образованием. При этом он уверен, что и недавно введенного в законодательство соответствующего требования для судебного представителя не достаточно, практика показывает и необходимость знать и соблюдать профессионально-этические требования. А их может и должно вырабатывать именно профессиональное сообщество, чтобы затем обеспечивать выполнение всех правил на принципах независимости и самоуправления.В свою очередь, «НГ» адвокат адвокатской палаты Москвы Екатерина Тютюнникова напомнила «НГ», что программа «Юстиция» – это документ, который определяет развитие юридической сферы. Ранее она была рассчитана до 2026 года, теперь установлен срок до 2030-го, а на перспективу – до 2036-го. Весьма значительное изменение, по ее словам, в том, что одним из основных гарантов реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юрпомощи и на судебную защиту названа адвокатура. То есть на государственном уровне закреплено, что в сфере юруслуг именно она – с ее традициями, стандартами, этическими правилами гарантирует качество услуг. Но теперь в связи с этим необходимо и внесение изменений в законодательство, подчеркнула Тютюнникова.
Советник ФПА, адвокат адвокатской палаты Белгородской области Борис Золотухин сообщил «НГ», что 483,5 тыс. случаев оказания БЮП в 2023 году при том, что правом на нее обладает 33,4 млн человек, свидетельствуют, например, о «необходимости цифровизации сферы юстиции». Граждане не только должны знать о наличии у них права, но и иметь возможность им пользоваться более активно. В том числе и в дистанционном формате. Также, подчеркнул он, важно понимание правительством значимости судебно-медицинских экспертиз и наличия проблем с экспертными учреждениями страны. «С моей точки зрения, давно назрела необходимость сознания единой государственной экспертной службы с едиными, а не ведомственными методиками проведения исследований», – заметил Золотухин.