В президиуме Государственной думы констатировали отсутствие разногласий с кабинетом министров. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Корректировку закона об образовании в отношении детей иностранцев 11 декабря поддержали 409 депутатов Госдумы. Против проверок на знание русского языка как условия приема в школы по ошибке проголосовал один депутат. Утверждение очередной инициативы в сфере миграции произошло на следующий день после первого думского чтения. Существенные замечания правительства РФ, а главное – негативная позиция Государственного правового управления (ГПУ) президента всего за ночь исчезли как по волшебству. Похоже, что этим законом Госдума хотела протестировать свои отношения с кабинетом министров.
Как и предполагала «НГ», Госдума настояла на поправках в действующий закон об образовании, которые вводят процедуру доступа детей иностранцев в российские школы. Тот же закон декларирует право любого, кто законно находится на территории РФ, получать образование на тех же принципах, что и граждане страны. Однако там нет указания, что это может быть оговорено какими-то условиями. 409 депутатов эти условия 11 декабря и оговорили.
Напомним, что механизм приема в школу будет двухходовым: приезжий сначала подтверждает, что он и его семья находятся в РФ легально, а потом потенциальные ученики должны будут подтвердить свое соответствие установленным требованиям к необходимому уровню владения русским языком.
Или скорее всего – к различным уровням, поскольку дети приезжих поступают не только в начальные классы. Однако того, как все будет устроено, в той же Госдуме пока мало кто знает: соответствующие подзаконные акты обязаны оперативно подготовить Минпросвещения и Рособрнадзор.
Депутат Госдумы Константин Затулин оказался в законодательном одиночестве. Фото РИА Новости |
Ожиданием этого результата, видимо, и можно было объяснить напряженную атмосферу в президиуме Госдумы. Напомним, что существенные замечания к законопроекту были со стороны и кабинета министров, и ГПУ президента. Данный факт подтвердила в докладе о втором чтении глава комитета ГД по просвещению Ирина Белых. Однако она заявила, что в ходе вечерних консультаций 10 декабря, а еще, судя по всему, и ночных все до одного возражения были сняты. Ни полпред правительства, ни представитель президента на это не возразили, хотя накануне председатель Госдумы Вячеслав Володин вел с ними достаточно жесткие разговоры (см. «НГ» от 10.12.24).
И тут еще так совпало, что перед самым утверждением проекта прошла процедура снятия полномочий с депутата Госдумы Александра Хинштейна в связи с его назначением врио губернатора Курской области указом президента РФ. Володин еще на прошлой неделе сразу обещал, что новый руководитель этого региона получит полную поддержку депутатов. И после того как Хинштейн поблагодарил коллег за совместную работу в течение 19 лет, а потом попрощался до новых встреч, спикер подтвердил, что все думские фракции будут консолидированно работать на его успех. То есть от лица парламента дал гарантию, что к Курской области и ее губернатору теперь будет приоритетное внимание. На посты глав субъектов РФ депутаты Госдумы уходили и прежде, но ни разу их проводы не превращались в демонстрацию того, что законодательная власть обладает своей субъектностью.
Понятно, что и закон о детях мигрантов был действием того же плана. Поэтому спикер, например, четко придерживался регламентных процедур. Так что первому зампреду комитета ГД по делам СНГ Константину Затулину («Единая Россия») дали возможность представить свое замечание к обновляемой редакции закона об образовании. «НГ» ранее сообщила, что тот из принципа будет вносить уточнение к процедуре тестирования, а точнее – ее последствиям. Сейчас они никак не оговорены, вопрос о том, что будут делать родители несостоявшегося ученика, оставлен на их усмотрение. Повторные и многократные тесты просто не запрещены, а как к ним готовиться – это, мол, частное дело. Володин, скажем, полагает, что взрослые гастарбайтеры должны думать о собственных чадах и до того, как отправляться на заработки в Россию. Но Затулин считает, что именно образовательные учреждения РФ обязаны обучить тех, кто не справился с языковой проверкой, и при этом бесплатно. Этому депутату дали высказаться, но его мнение не поддержали, а потом зампред фракции «Справедливая Россия – За правду» Олег Нилов еще и обвинил Затулина в отстаивании интересов мигрантского лобби. Правда, потом Нилов уже обозвал дьявольской систему голосования в зале заседаний ГД. Ведь единственным депутатом, который голосовал против закона – якобы по ошибке, – оказался именно он, а не Затулин, как сначала предполагалось.
Убедительных версий на тот счет, чьей поддержкой заручился парламент в дискуссии с основными реальными законодателями страны, пока не появилось. А палитра вариантов весьма велика. Например, вовсе не стоит исключать, что слова Володина о согласии с депутатами «руководства администрации президента» соответствуют действительности. Но не менее достоверным пока выглядит, скажем, и предположение о грядущем вето Совета Федерации. Тем более что из-за скорости принятия решения о корректировке закона об образовании, сфера действия которого все-таки находится в совместном ведении федерального Центра и регионов, были минимизированы согласовательные процедуры. Между тем и сами школы – это предмет совместных полномочий субъектов РФ и муниципалитетов.