Правоохранители усиливают контроль над гастарбайтерами, но миграционная политика остается неопределенной. Кадр из видео с сайта www.мвд.рф
По информации «НГ», всю осень представители науки и общественности готовили доклады о ситуации с миграцией. Предполагалось помочь властям с новой концепцией миграционной политики, но работа над документом затянулась. Вместо этого пошла борьба с нелегальными гастарбайтерами и вообще иностранными работниками. Это отразилось на положении соотечественников, репатриация которых из-за рубежа замедлилась. Вопреки решениям с самого верха переселенцы сталкиваются с препятствиями, хотя им обещаны преференции и льготы. А госпрограмма для репатриантов не содержит перечня народов, исторически проживающих на территории РФ.
Ученые и общественники, в частности, исходили из смысла поручений президента РФ Владимира Путина, крайним сроком в которых был обозначен октябрь. Между тем поскольку в соответствии с указом президента важными частями миграционной политики были объявлены как репатриация соотечественников, так и стимулирование эмиграции в Россию любых иностранцев, разделяющих духовно-нравственные ценности ее народов, то были подготовлены и инициативные доклады по данной тематике. Выяснилось, к примеру, что в стране до сих пор не составлен перечень народов, которые проживают в ней исторически, что, скажем, дает их представителям определенные преференции в случае переселения из-за границы.
По информации «НГ», целый ряд научных разработок был представлен в рамках совещания, которое организовали Институт демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН и Высшая школа современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. Мероприятие называлось «Рынок труда, подготовка кадров, миграционная политика», но у него была и вторая часть, где как раз и обсудили проблемы, с которыми сталкиваются те самые репатрианты.
Как сообщила «НГ» заместитель директора Института стран СНГ Александра Докучаева, исследования подтверждают, что готовность переезда в РФ высказывают от 31 до 67% соотечественников (это зависит от ситуации в разных странах).
Ключевым фактором для такого решения они указывают наличие возможностей, поскольку «в большинстве своем это люди среднего достатка, а значит, важнейшим условием становятся предложения от государства». Однако на местах, как уже неоднократно отмечалось, этих людей встречает огромное количество бюрократических препон.
Докучаева напомнила «НГ», что после многолетних обсуждений понятие о репатриации – по указу президента от 22.11.2023 – все-таки появилось в госпрограмме по содействию добровольному переселению соотечественников, прописано, кто имеет право на репатриацию и все необходимые процедуры. Однако, подчеркнула она, само определение «репатриант» нуждается в уточнениях, положим, в отношении представителей народов, исторически проживающих в России. Она привела такой пример: допустим, француз, потомок пленного наполеоновского солдата, проживающий во Франции, имеет предков – выходцев из России в пределах территории нынешней РФ, а значит, он получит право на репатриацию. Что, конечно, правильно, неправильно же и несправедливо, по ее мнению, когда «русскому, татарину, башкиру, любому, кто не найдет документов, подтверждающих проживание своих предков на нынешней территории РФ, отказывают в праве быть репатриантами в соответствии с указом президента РФ». Понятно, что у всех них есть такие предки, вот только документы, это подтверждающие, могли и не сохраниться в ходе непростой истории страны. И тогда бы доказательством могла бы стать принадлежность к народам, исторически проживающим в России, что подтверждалось бы метрикой о рождении или записью в паспорте. Но подобного перечня до сих пор нет.
Еще один из представленных на совещании докладов, как выяснила «НГ», был посвящен миграционной привлекательности малых и средних городов России для переселенцев. Его автором выступил председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Евгений Бобров. По его мнению, работы по привлечению населения в трудонедостаточные местности проводятся недостаточно эффективно. Госпрограмма переселения, основной критерий которой – трудоустройство именно в регионе вселения, по сути дела, «отсекает желающих переселиться в РФ нетрудоспособных либо не нашедших вакансию соотечественников». Таким образом, «не достигается цель приоритетного направления соотечественников в стратегически важные регионы востока страны, которые к тому же были включены в программу с самого начала». Одна из ключевых причин – это отсутствие фонда доступного жилья для переселенцев. Однако, заметил Бобров, во многих регионах, причем недалеко от райцентров, имеются неиспользуемые объекты – например, бывшие казармы или общежития ликвидированных заводов, которые вполне можно было бы переоборудовать для проживания репатриантов, нуждающихся как просто в жилье, так и официальном адресе для регистрации. Есть, согласно докладу Боброва, и иные возможные схемы решения жилищных проблем соотечественников, которые не могут связываться с той же ипотекой.
Вторая проблема, о которой говорится в его докладе, – это несовершенство института регистрационного учета. И Бобров напомнил, что конкретные предложения были выработаны еще в 2015 году президентским Советом по правам человека (СПЧ) по двум поручениям главы государства. Тогда в СПЧ предложили регистрировать людей при отсутствии у них жилья в любом помещении, в котором человек де-факто проживает. То есть работающему гражданину следовало бы разрешить регистрироваться по месту нахождения работодателя – юрлица. «Неработающий же регистрируется по адресу районной миграционной службы, на подведомственной территории которой он преимущественно и проживает», – напомнил «НГ» правозащитник.