Нынешнему руководству партии власти предстоит превзойти ее прошлые достижения. Фото с сайта партии «Единая Россия»
В СМИ появились утечки о сценарии выборов в Госдуму-2026, который якобы утвержден администрацией президента. «Единую Россию» и госаппарат, дескать, настраивают на такие показатели – не менее 55% голосов при средней явке избирателей не ниже 55%. Пока, наверное, это больше игра в красивые цифры, которые, однако, показывают, что достижения ЕР 2021 года должны быть существенно превзойдены. То есть задача сохранить и даже укрепить конституционное большинство одной партии, видимо, уже поставлена. Власть не собирается менять концепцию электорального авторитаризма, привычке к которому политика «сплочения вокруг флага» в условиях СВО и межпартийный консенсус лишь способствуют.
О показателе «55 на 55» сообщило интернет-издание ura.ru со ссылкой на вице-губернаторов по внутренней политике одного из регионов. Тот, мол, участвовал в очередном семинаре, который администрация президента проводила в так называемой мастерской управления «Сенеж». Вот там эти цифры якобы и прозвучали. А цель этих поставленных сверху рекомендаций, дескать, только одна: сохранить конституционное большинство ЕР в Госдуме по итогам выборов 2026 года.
Издание не указывает, когда прошло упомянутое мероприятие, однако можно предположить, что буквально на днях. Как раз недавно обновленное руководство партии, а именно – секретарь генсовета Владимир Якушев, организовало публичное представление новых региональных координаторов лидеру ЕР Дмитрию Медведеву. Среди них было немало действующих губернаторов или председателей заксобраний субъектов РФ. Да и вообще сам Якушев в последнее время активизировался в информационном пространстве с нарративами о естественном доминировании своей партии над всеми остальными. Поскольку только ЕР может ответить перед избирателями за свои обещания, потому что они подкрепляются реальными делами.
Так что по большому счету не имеет существенного значения, что это такое «55 на 55» – намеренный вброс для проверки общественной реакции, реальная утечка информации или основанная на каких-то слухах спекуляция.
Последнее вполне возможно, поскольку до начала избирательной кампании в Госдуму остается еще полтора года. В нынешних геополитических условиях такой срок уже нельзя считать той стартовой прямой, стоя на которой можно составлять какие-либо достоверные прогнозы.
Однако в действиях ЕР в принципе ничего не демонстрирует, что концепция выборов в Госдуму-2026 могла бы измениться существенно по сравнению с теми, что реализуются за последний десяток лет. Хотя, конечно, ряд внутриполитических факторов с февраля 2022-го обновился. Например, межпартийный консенсус системных сил стал не желательным, а обязательным. При этом возникло дополнительное требование о постоянном его уплотнении, а еще об отказе от тактики контрпозиционирования, которая суть оппозиционной детельности. Казалось бы, что уже почти слившиеся воедино парламентские партии могли быть награждены большей пропорцией участия во власти. Более того, у ЕР фактически официально появился младший партнер в лице ЛДПР, которому тоже можно было бы доверить больше.
Тем не менее вся эта политика «сплочения вокруг флага», то есть не просто власти, а фигуры президента РФ как таковой, судя по всему, приводит политадминистраторов к противоположным выводам. Они, похоже, начинают реально думать о трансформации политической системы РФ в полуторапартийную или даже о ее превращении в «народную демократию» по лекалам восточноевропейских сателлитов СССР в 70–80-е годы прошлого века. Возможно, это и вызвано оперативной необходимостью временного более жесткого управления внутренней ситуацией в стране. Но все-таки больше это похоже на желание не отказываться от привычки к простому и прямолинейному политменеджменту.
Поэтому под разговоры о дальнейшей консолидации, как представляется, продолжится электоральная ликвидация нынешних думских партий, то есть электоральный авторитаризм, видимо, победит окончательно. Для подтверждения такого вывода достаточно посмотреть на выборную статистику 2021 и 2016 годов и экстраполировать ее на будущее в соответствии с лозунгом «55 на 55». Так, на прошлых думских выборах ЕР получила чуть меньше 50% голосов, тогда как явка не дотянулась немного до 52%. В результате единороссы получили по партспискам 126 мест из 225, но победили в 198 одномандатных округах. Так что во фракции ЕР первоначально оказалось 324 депутата. Это было на 19 человек меньше, чем в 2016-м, когда явка составила чуть менее 50%, но партийный результат оказался на уровне 54% с небольшим.
Разница в физических голосах между двумя показателями явки – это примерно полмиллиона человек. Значит, если прибавка результата ЕР пойдет сразу по двум направлениям, а активности ее избирателям добавит, например, дистанционное электронное голосование, то можно прогнозировать прирост на несколько миллионов голосов, которые могут обернуться плюсом в размере не менее двух десятков мандатов. С учетом того, что партия власти точно не ослабеет в округах, губернаторы – секретари реготделений этого не допустят, то на входе в Госдуму IX созыва могут столпиться не менее 350 депутатов ЕР или даже побольше.