Раис Татарстана Рустам Минниханов напомнил федеральным властям об особенностях своей республики. Фото с сайта www.gossov.tatarstan.ru
Комитет Госдумы по законодательству 28 ноября рассмотрел поправки к проекту закона о местном самоуправлении (МСУ) в единой системе публичной власти. Принципиальных изменений в тексте нет, например, остался ключевой постулат – ликвидация органов МСУ на уровне поселений. Федеральный Центр, похоже, уже не видит в том угроз стабильности. Глава Татарстана Рустам Минниханов на заседании Госсовета республики выразил сомнение в целесообразности такой муниципальной реформы.
Замороженный в феврале 2022-го законопроект об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти усилиями главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова реанимирован.
Документ уже подготовлен к утверждению во втором чтении, которое, видимо, пройдет 10 декабря.
1200 с лишним страниц поправок еще предстоит довести до совершенства, а потому точность формулировок нового закона о МСУ пока оценить нельзя. Точно так же, как и в целом понять, насколько вариант второго чтения отличается от первоначального, а главное – в каких нюансах. Так что пока из недр Госдумы выходят только уверения в том, что у субъектов РФ будет 10 лет для того, чтобы определяться с темпами и направлениями муниципальной реформы. Именно такой закладывается переходный период, однако он, заметим, не означает, что какой-либо из принципиальных постулатов нового закона будет не обязательным.
Например, этой осенью Крашенинников, который вместе с сенатором Андреем Клишасом выступает в качества автора законопроекта, стал намекать, что, мол, уже не будет столь категоричным требование о ликвидации органов МСУ на уровне поселений, то есть на самой земле. И это было представлено как движение навстречу замечаниям ряда регионов. Прежде всего, конечно, Татарстану, который за последние несколько лет не раз высказывался против подобной нормы. Однако показательно, что именно 28 ноября, когда профильный комитет Госдумы весь день сидел над поправками ко второму чтению, в Госсовете этой республике прошла политическая демонстрация явного неудовлетворения достигнутым компромиссом.
И если бы с публичной критикой будущего закона о МСУ выступил только первый секретарь отделения КПРФ в Татарстане Хафиз Миргалимов, то это еще можно было бы считать неким осторожным намеком. А его сомнения в компетентности формальных авторов муниципальной реформы можно было бы отнести к особенностям оппозиционной риторики. Но дело в том, что недовольство в адрес федерального Центра открыто выразил и сам Минниханов. Раис, то есть глава Республики, хотя депутаты Госсовета как бы невзначай все время называют его президентом, сначала просто порассуждал на заданную тему, но потом перешел на более жесткий тон.
«Наша страна большая и одним шаблоном такой страной управлять нельзя. Какие-то изменения были и будут, к этому нужно относиться нормально. Мы не против. Территориям с малой численностью населения надо дать право создавать вот такую систему управления. Никому это не мешает. Территории у нас разные», – подчеркнул Минниханов. То есть, по его мнению, тем регионам, которые не могут потянуть двухуровневую систему МСУ, надо дать право от нее отказываться в пользу одноуровневой муниципальной власти в виде округов.
Но Татарстану, как было заявлено, такое не требуется, здесь власти нужны сельсоветы, то есть «депутаты местного поселенческого уровня». И далее Минниханов уже прямо высказался о политической нецелесообразности подобных реформ, потому что во время СВО страна должна быть единой, а все решения – «должны быть во благо государства». «Мы за эти годы сформировали пласт авторитетных людей. Мы что их теперь потеряем? Кому они мешают? Что в стране нет других проблем? Какой контакт будет с населением? Не будет контакта, если нет людей, на кого мы опираемся», – подчеркнул он. После этого уже не было удивительным предложение председателя Госсовета Фарида Мухаметшина направить в Госдуму стенограмму этого заседания, чтобы еще раз четко обозначить позицию Татарстана.
Заметим, что реформа МСУ недаром была приостановлена как раз с началом спецоперации. Кремль, видимо, тогда тоже опасался на стабильность на земле, ведь ликвидируемые сельсоветы и местные администрации – это сотни тысяч представителей власти, причем, принадлежащие в основном к партии «Единая Россия». Однако спустя почти три года, которые, конечно, действительно ознаменовались серьезным «сплочением вокруг флага», федеральный Центр, похоже, решил, что теперь риск какой-либо нестабильности ушел. Татарстан не в первый раз пытается показать, что тот по-прежнему присутствует. Скажем, в самом конце октября Минниханов писал председателю Госдумы Вячеславу Володину специальное письмо о том, что поправки Республики о большей самостоятельности регионов в вопросе об уровнях МСУ надо бы принять. Кстати, говорят о том не только власти Татарстана. Депутат Госдумы от «Новых людей» Сардана Авксентьева, которая 28 ноября отсидела все заседание комитета Крашенинникова, по его итогам вдруг посоветовала «депутатам законодательных органов субъектов РФ не торопиться с немедленным переходом на одноуровневую систему муниципальной власти».
Впрочем, если Татарстану обычно позволены определенные вольности – например, его глава назывался президентом еще добрый десяток лет после того, как это было запрещено федеральным законом, то большинству регионов придется делать то, что скажут сверху. А оттуда идея о системе единой публичной власти как раз и спущена, ее инициировал президент РФ Владимир Путин, после чего этот термин в 2020-м и появился в Конституции. Поселковые советы объективно не могут вписаться во властную вертикаль, а кроме того, их содержание слишком дорого обходится. Правда, вместо местных депутатов людям на земле обещана забота со стороны штата окружных чиновников, а это тоже не будет дешевым делом, если, конечно, такое будет реализовано. Однако в этом есть большие сомнения, особенно в контексте нынешних планов пространственного развития страны, приоритет в которых отдается крупным агломерациям.