0
128
Газета Политика Печатная версия

25.11.2024 20:40:00

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

Тэги: яблоко, кпрф, политическое образование, партшколы, экспертное мнение

Online-версия

яблоко, кпрф, политическое образование, партшколы, экспертное мнение Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков открыл очередной поток Центра политической учебы. Фото с сайта www.kprf.ru

Две партии объявили о том, что продолжают свою деятельность в сфере политического образования. В Федеральной партийной школе (ФПШ) «Яблока» прошел четвертый набор, в Центре политической учебы (ЦПУ) ЦК КПРФ собрался 57-й поток. Основные отличия этих образовательных структур в том, что яблочники предлагают как партактивистам, так и сочувствующим практические знания, а коммунисты проводят именно с членами партии занятия более идеологизированные.

В своей ФПШ «Яблока» проводит занятия в онлайн-режиме, время обучения занимает четыре месяца. В этом году заявки подали около ста абитуриентов, из которых 62 прошли конкурсный отбор. Среди поступивших в ФПШ есть члены и официальные сторонники партии, но имеются и просто гражданские активисты из 12 регионов.

В ЦПУ у КПРФ обучаются только члены партии, в этом потоке представлены 28 регионов. Однако левые предпочитают проводит интенсив-курс в течение двух недель, полагая, что за такое время вполне можно освоить азы организационной и кадровой работы.

Зампред ЦК Дмитрий Новиков пояснил «НГ», что такие двухнедельные очные курсы проходят несколько раз в год. Так что через партшколу с 2013 года прошло уже около 1700 человек. И на курсы отбирают только тех членов партии, которые состоят в КПРФ не меньше года и имеют рекомендацию реготделения. Преимущественно это молодые поколения коммунистов до 45 лет, но по просьбам с мест могут быть и исключения. Курсантам ЦПУ с 9 утра до 10 вечера рассказывают об основах марксистско-ленинской идеологии, о борьбе с фальсификацией истории, историю СССР и также о практической работе в ходе избирательных кампаний или в партаппарате. Основная цель ЦПУ – это создание партийного кадрового резерва. И Новиков рассказал «НГ», что для выпускников любого потока открываются внутрипартийный карьерный лифт, они появляются как в составе ЦК партии, так и в региональных комитетах. Сам Новиков только что дал старт 57-му потоку.

Основная идея ФПШ «Яблока» – это «политика как поиск смыслов», так что там больший упор делается на сторонников и сочувствующих. Как сказал «НГ» куратор ФПШ зампред московского «Яблока» Кирилл Гончаров, подать заявку на обучение может любой, хотя преимущество отдается людям до 30 лет. Всего через партшколу с 2020 года прошло около 300 человек. Соискателям места предлагают написать эссе на политическую тему. В этом году у него такая тема: «Была ли Россия демократической страной и когда все пошло не так». Следует также заполнить анкету и выслать ссылку на соцсети, после чего комиссия во главе с лидером «Яблока» Николаем Рыбаковым осуществит отбор будущих студентов. Гончаров пояснил, что идеологический отбор тоже, конечно, есть. Например, отсекаются сторонники коммунистических и провластных взглядов. Студентов учат партийные деятели, но иногда приглашаются эксперты со стороны. Занятия проходят в онлайн-формате примерно раз в неделю. Отдельные лекции читает основатель партии Григорий Явлинский. Тематика занятий самая разная: политические смыслы, история, экономика, антикоррупционная деятельность, организация избирательных кампаний, депутатская работа. «Есть цель объединить сторонников, людей схожих взглядов, потому что многие из них из малых городов и даже из деревень. Это будущий кадровый резерв и партии, и страны. Хотя карьеру в нынешней России построить нельзя, но многие из наших выпускников становятся журналистами, политологами, правозащитниками, юристами, руководителями реготделений партии и т.д.», – сообщил Гончаров.

Кстати, собственные партшколы есть практически у всех думских партий. Причем в основном, за исключением КПРФ, обучение там имеет более или менее прикладной характер. У «Единой России», скажем, есть Высшая партийная школа – образовательная программа которой помогает воспитывать кадровый резерв. Обучение там проходит по направлениям «политический лидер», «партийный организатор», «политический менеджер», есть также занятия для повышения квалификации работников партаппарата. Своя школа есть и у ЛДПР, она в основном работает на выезде в регионах. Партшкола «Справедливой России – За правду» в последние годы перестала проводить активную деятельность, а у «Новых людей» пока есть лишь молодежный проект «Школа новой политики» для того, чтобы доступно объяснять политическое устройство страны и убеждать в том, почему важно участвовать в общественной жизни.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Партшколы всегда имеют идеологический оттенок, даже если партия делает упор на деятельность в качестве электоральной машины. Потому что тогда проще проводить курсы политтехнологов для активистов, а не выстраивать партучебу». Эксперт подчеркнул, что есть партшколы, куда отбор происходит по идеологическому признаку, а есть и такие, где важнее признак просто лояльности к этой партии. «Хотя жесткого разделения сейчас нет, везде учитываются оба фактора, где-то побольше, где-то поменьше. Например, и КПРФ, и «Яблоко» – это партии, которые фактически одни на своем политическом фланге. Так что КПРФ не берет на учебу тех левых, которые критично к ней относятся, а в «Яблоке» отказывают по идеологическим основаниям. Но везде студентов отбирают по принципу «своих людей», – подчеркнул Макаркина. При этом говорить об эффективности тех или иных партшкол можно только из того, какие перед партией стоят задачи. Так что эффективными могут быть и идеологические, и электоральные проекты.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что поскольку партии в западных странах все больше превращаются в электоральные машины, то там больше действуют разного рода образовательные фонды. «Партшколы – это все-таки элемент наследия коммунистическое из советского или даже царского времени. То есть у нас все подобные структуры представляют собой более или менее удачную реконструкцию ВПШ КПСС», – сказал «НГ» эксперт. Он подтвердил, что сочетают идеологию и практическую работу при любом формате обучения, важнее вопрос об их пропорции. Так, в современной политике становятся успешными те проекты, которые больший упор делают на организационную работу, нежели идеологическую. Хотя понятно, что, скажем, обучение в высшей школе ЕР качественнее хотя бы потому, что это партия власти. В целом неплохой пример, по его мнению, показывает и «Яблоко», ориентируясь на европейский опыт и привлекая новых активистов. «Но даже в КПРФ нет жесткой идеологической накачки, да она и не требуется. Чисто идеологические школы, наверное, остались в КНДР или КНР, где и конкурентных выборов нет. Для попадания же в кадровый резерв той или иной российской политструктуры требуются именно навыки в партийной, организационной и выборной работе», – подчеркнул Калачев.


Читайте также


Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1301
Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
1659
В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
1473
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
3659

Другие новости