Обязательное тестирование иностранных учеников по русскому языку введут с апреля 2025 года. Фото РИА Новости
Законопроект о приеме в школы иностранцев 25 ноября внесен в Госдуму. Детям мигрантов назначено обязательное тестирование по русскому языку. Данная инициатива – это лишь один из шагов, депутаты решили активно вмешаться в образовательную политику. На днях будет непростой разговор с правительством о проблемах среднего профобразования, а впереди – обсуждение с Роспотребнадзором учебной нагрузки на школьников. Все это не просто острые темы, тут важнее, что они общественно и электорально значимые.
Под инициативой об обязательных тестах по русскому языку для поступления мигрантских детей в российские школы подписалось руководство Госдумы, то есть все лидеры партийных фракций во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и вице-спикером Ириной Яровой.
Действующий закон об образовании дополняется рядом положений, о которых ранее не раз говорила и Яровая, которая возглавляет спецкомиссию ГД по миграционной политике, и сам спикер Госдумы. Право иностранцев на получение образования в России не отменяется, а лишь слегка ограничивается. Впрочем, авторы законопроекта настаивают, что и это не так: право остается, но для его реализации следует выполнить несколько обязательных условий.
Судя по поправкам, первое из них – это «законность нахождения на территории РФ». Похоже, что соответствующая проверка должна будет проводиться в отношении любых приезжих, намеревающихся учиться в России. Что же касается средней школы, то тут вторым обязательным условием выдвигается «успешное прохождение на бесплатной основе в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения указанных образовательных программ». В законопроекте говорится, что порядок такого тестирования составят в Минпросвещения, а тесты, методику оценки знаний и указание на минимально необходимые баллы подготовит Рособрнадзор.
При этом, видимо, чтобы пресечь все возможности для несколько иного толкования новых норм, в действующую ст. 78 закона добавляется специальный пункт. «Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускаются до освоения указанных образовательных программ», – говорится в законопроекте. В пояснительной же записке отмечается, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе традиционными российскими духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
И тогда вполне понятно, указывают депутаты, что это предполагает «базовое владение языком для возможности обучения и взаимопонимания со сверстниками и педагогами в целях обеспечения гарантий прав всех учащихся в равной степени, создания комфортной и доброжелательной основы для взаимодействия, развития, обучения и воспитания». Между тем, говорится в пояснительной записке, в 2024 году Минпросвещения по результатам специального мониторинга школ установило: «Не все дети, являющиеся иностранными гражданами, проходили языковую диагностику». Полномочие на проверку языковой пригодности, судя по всему, есть уже сейчас у региональных органов руководства образовательной сферой, но, похоже, этим мало кто пользовался.
Один из авторов нынешней инициативы – депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев как раз и напомнил о совсем недавнем ответе Минпросвещения на его запрос о том, каким образом выполняется поручение президента РФ о наведении порядка с ситуацией переполнения школ иноязычными учениками. В общем, еще в марте этого года ведомство Сергея Кравцова настаивало, что ограничить конституционное право людей, пусть и зарубежного происхождения, по сути дела, никак невозможно. Поэтому, дескать, предстоит большая работа по адаптации сферы образования под нынешнее положение. Так что, мол, придется немного подождать каких-либо первых результатов. Теперь же, как поясняют в Госдуме, Минпросвещения вроде бы не возражает против введения определенных условий. Тем не менее министру Кравцову, конечно, стоит приготовиться к серьезной беседе с депутатами. А главное, с председателем Госдумы, который неоднократно высказывал этому чиновнику претензии к его, условно говоря, деятельности.
Например, это скорее всего произойдет в очередной раз уже на днях. 27 ноября состоится правительственный час по теме профессионального среднего образования и повышении его роли в кадровом обеспечении экономики страны. Володин, напомним, давно настаивает, что бывшие профтехучилища, которые теперь поголовно стали колледжами, должны обучать молодежь бесплатно, а не за такие суммы, которые во многих регионах людям просто не по карману. Одна из новых идей спикера – это отмена для будущих получателей рабочих специальностей переводного экзамена по итогам девятого класса. Пока на подобного рода депутатскую активность у Минпросвещения есть один универсальный ответ: средняя школа – это совместные полномочия региональных и местных властей, федеральный Центр якобы не может руководить этим напрямую. С одной стороны, это, конечно, формально, но с другой – здесь имеется и определенное лукавство. Скажем, принять в свое время федеральную программу по ремонту школьных зданий никакие бюрократические тонкости не помешали, а это было еще до создания единой системы публичной власти.
Однако на этом очевидное вмешательство Госдумы в образовательную политику, видимо, не закончится. Об этом можно судить по личному Telegram-каналу Володина, в котором как раз 25 ноября появилось предложение к читателям высказаться по проблеме учебной нагрузки на школьников. Спикер привел такие данные, которые показывают, что она явно чрезмерная, но заметил, что Госдума выслушает любые мнения. Именно с постов в канале Володина в последнее время и начинаются самые разные законодательные истории. Наверное, это тоже начало одной из них. При этом, как стало известно «НГ», сначала Госдума подождет реакции Роспотребнадзора на информацию о возможных угрозах физическому и психическому здоровью детей от сильной загруженности учебой. Если ведомство пойдет на контакт, то будет одно развитие событий, если не пойдет, то на Охотном Ряду, очевидно, появится очередная спецкомиссия.
Потому что дети, а вместе с ними их образование, воспитание, развитие, то есть те же демография, экономика и т.д. и т.п., составляют одну из важнейших частей самой высокой государственной политики. Госдума как орган власти, судя по всему, хочет играть здесь большую роль, потому что тогда каждый депутат, начиная от спикера и заканчивая одномандатником, укрепляет свой политический авторитет и электоральный потенциал. И поэтому внимание к подрастающему поколению не является просто пиаром и тем более каким-то временным хайпом. Чтобы это понять, достаточно почитать соответствующие выступления президента РФ.