Сергей Миронов пришел к президенту РФ с отчетом о проделанной политической работе. Фото с сайта www.kremlin.ru
Из числа лидеров парламентских фракций встречи с президентом РФ ожидает теперь лишь председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. Руководитель «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов успел проскочить в Кремль впереди него. Между тем по совокупности очередных соцопросов именно коммунисты и эсэры представлены как партии слабеющие. Например, по величине электорального рейтинга ВЦИОМ и ФОМ уверенно отдают ЛДПР позицию второй политсилы. Другие опросы показывают, что почти 50% респондентов не могут сказать точно, какая из нынешних системных партий представляет именно их интересы.
Миронов пришел на встречу с президентом в пятницу 22 ноября с большой папкой, где лежал, например, отчет о достижениях партийных центров защиты прав граждан. Эта структура действует под эгидой СРЗП уже 10 лет и считается исполнением давнишнего поручения главы государства.
Судя по всему, именно на предстоящей неделе Владимир Путин должен, видимо, все-таки встретиться и с Зюгановым. Если этого так и не произойдет, то, с одной стороны, такое решение будет выглядеть некой черной меткой. Однако, с другой стороны, вполне может оказаться так, что лидеру КПРФ просто уже зачли его летний визит в Кремль, когда коммунист получил от президента поздравления с 80-летием.
Между тем если между ВЦИОМ и ФОМ еще сохраняются разногласия по поводу динамики рейтингов КПРФ и СРЗП: то ли он более или менее держится на плаву, то ли все-таки падает, то относительно места в партийной системе социологи стали единодушны. Вторую позицию после «Единой России» опросы отдают ЛДПР. Кстати, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий был приглашен к президенту первым среди условных оппозиционных фракций Госдумы. И к тому же, напомним, по указу главы государства 2026 год объявлен годом основателя партии Владимира Жириновского.
Что будет с партийной системой дальше в условиях системного консенсуса, когда политсилы все больше теряют свою оригинальность, пока сказать сложно. В принципе консервативный подход к партстроительству по-прежнему торжествует, а это значит, ни один участник думской пятерки из нее удален не будет. При этом сверху есть и очевидный запрос на деидеологизацию политических игроков. В этой системе координат, где основным примером якобы служит ЕР, никогда не имевшая идеологии кроме поддержки любых решений Путина, та же КПРФ смотрится уже несколько лишней. А вот сохранение СРЗП в таком раскладе вполне допустимо. Потому что патриотический социализм от Миронова предполагает всю ту же поддержку решений президента – вместе с ролью их популяризатора.
Стоит отметить, что не все социологические службы согласны с консервативной картиной партийного мира РФ. Скажем, в компании Rissian field недавно сделали опрос о соответствии политического расклада интересам граждан. И вышло, что 27,9% респондентов не назвали своей ни одну из действующих партий, а еще 20,9% опрошенных затруднились вообще с каким-либо ответом на эту тему. С одной стороны, это выглядит как формирующий мнение опрос, подготовленный для гипотетического сценария партийной оттепели – например, после окончания СВО. Потому что спрашивать людей настолько прямо можно только тогда, когда нужен вполне определенный ответ, который и был найден. Но, с другой стороны, системный консенсус реально исказил партийную картину, а значит, данный опрос можно считать и оправданием возможных реформ в сторону полуторапартийной системы из ЕР и фактических ее сателлитов.