Лидера якутского «Яблока» Анатолия Ноговицына привлекают к ответу за шаг от дозволенного. Фото с сайта www.yabloko.ru
На митинг 24 ноября в Якутске вышло не более 50 человек с протестом против решения отменить право граждан самим избирать мэра региональной столицы. Пока Республика Саха остается одним из четырех субъектов РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, где такие выборы сохранялись. Но скоро данная аномалия, видимо, будет везде ликвидирована. Среди населения прямые выборы, похоже, уже не имеют поддержки, что показала и нынешняя акция. А федеральный Центр, очевидно, негативно воспринимает все то, что противоречит единой системе публичной власти.
Заявку на митинг подавало «Яблоко», на него приглашались и другие несистемные оппозиционеры. Акцию все-таки удалось согласовать, хотя и не на центральной площади Якутска.
В местных СМИ сообщили, что в сквер Гагарина пришло примерно три десятка человек, при этом полицейских было едва ли наполовину меньше. В ходе митинга на морозе прозвучали традиционные лозунги «У нас есть голос», «Нет отмене выборов» и «Мы есть власть». «Яблоко» просило для проведения акции другое место, но мэрия традиционно ответила, что там идут «плановые технические работы в общественных пространствах».
По словам выступившего на митинге лидера якутского «Яблока» Анатолия Ноговицына, после отмены прямых выборов мэра власть собирается лишить жителей возможности выбирать глав районов, а затем и главы Республики Саха. «Мы можем потерять свое право что-либо решать», – заявил он. Акция завершилась символическим шествием с флагом «Яблока» в его руках в пределах отведенного для протестов сквера.
Между тем самого Ноговицына после этого задержали и увезли в полицию. «Якобы при символическом шествии внутри согласованного места в сквере Гагарина я вышел за пределы сквера на 1 метр, и поэтому они «вынуждены» оформить нарушение», – написал он в соцсетях. До суда Ноговицына задерживать не стали, но в понедельник он должен туда явиться. Яблочник уже знает, что ему будут вменять ст. 20. 2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Причем, указал Ноговицын, вроде будет ч. 1 ст. 20. 2 КоАП, но есть намеки и на возможное наказание в виде ареста. Заметим, что такое будет возможно лишь в том случае, если Ноговицыну добавят еще и ч. 3 – создание помех транспорту, пешеходам или функционированию инфраструктуры. Тот уже заявил: «Все адвокаты, с которыми у меня были предварительные договоренности, отказались помочь. Некоторые, кого рекомендовали хорошие люди, не проявляют особого желания, но, справедливости ради, и напрямую не отказываются».
Примечательно, что в Якутске разрешили митинг «Яблоку», но отказали коммунистам. В прошлом месяце они хотели выйти на протесты против переименования площади Ленина в площадь Республики. Правда, КПРФ согласовали акцию на 7 ноября, но не в самом удобном месте. Однако в целом можно сказать, что Якутия выглядит на фоне других регионов прямо-таки цитаделью демократии и соблюдения конституционной нормы о праве граждан на мирные уличные выступления. Впрочем, проводить решение об отмене прямых выборов мэра республиканской столицы без оглядки на иные мнения властям это не мешает.
Напомним, что Якутск – одна из четырех последних столиц субъектов РФ, где сохранилось прямое избрание мэров гражданами. Остальные – это Хабаровск, Абакан и Анадырь. Заметим, что все это Сибирь и Дальний Восток. Но в скором времени в Якутске, как и везде, главу города станут выбирать депутаты гордумы. Между тем еще по состоянию на начало 2023 года прямые выборы мэра были также в Новосибирске и Улан-Удэ, а вот Томск, Кемерово и Новокузнецк из этой обоймы уже выпали. И, судя по всему, скоро ни в одном крупном городе, а тем более – в административной столице региона не останется напрямую избранных руководителей.
Возникает вопрос, по каким причинам именно вдали от Москвы они задержались максимально надолго и почему лишь теперь это положение меняется? Глава Политической экспертной группы Константин Калачев, говоря о самом митинге в Якутске, заметил: «Акцию согласовали для того, чтобы, во-первых, продемонстрировать демократичность власти, а во-вторых, чтобы показать мизерность протестов и малую значимость данной темы для населения». По его мнению, по поводу тех же коммунистов, которые имеют неплохие позиции в регионах, были опасения, что те соберут больше народа на митинг. А «Яблоко» – это не очень популярная сила в Якутии, что его акция лишний раз и доказала.
По поводу же рудиментарных прямых выборов мэров Калачев пояснил «НГ»: «Наверное, раньше местные силы в региональной и муниципальной власти настаивали на их сохранении, тем более что те не несли прямых рисков. Но настало время даже самым демократичным городам встать в общий строй. Сигналом сверху можно считать законопроект Клишаса и Крашенинникова о местном самоуправлении, который позволит губернаторам самим ставить и увольнять мэров».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Видимо, власти города заранее предполагали, что яблочный митинг будет с небольшим числом участников. В отличие, например, от митингов левых, куда часто приходит много пенсионеров и тех, кто ностальгирует по советским временам. Поэтому, с одной стороны, продемонстрирована демократичность, а с другой – показан маргинальный характер мероприятия». А когда затем еще задержали и лидера «Яблока», то, по его словам, «по советской традиции показали, что шаг влево или вправо от дозволенного места недопустим».
Между тем, уверен Макаркин, в регионах Сибири и Дальнего Востока сохранялись выборы мэров до последнего просто потому, что местные привыкли к такой традиции, а власти опасались общественной реакции. «Но сейчас времена изменились. Во-первых, из-за СВО, во-вторых, возникла необходимость достроить вертикаль власти. Сейчас требуется не просто чтобы мэр был лояльным исполнителем и понимал правила игры, а он был частью команды губернатора и системы публичной власти и исполнял все команды главы региона», – подчеркнул эксперт. А также скорее всего «пошла команда сверху, чтобы на низовом уровне не оставалось примеров выборов мэров в крупных административных центрах».