0
4384
Газета Политика Печатная версия

20.11.2024 20:35:00

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

Тэги: фсин, сизо, видеосеансы, адвокаты, подзащитные

Online-версия

фсин, сизо, видеосеансы, адвокаты, подзащитные Фото сайта 58.fsin.gov.ru

Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) готовит приказ с требованиями к комнатам в СИЗО для видеосеансов между адвокатами и подзащитными. В августе был принят закон, разрешивший подобные свидания по согласию арестантов и защитников. Адвокатское сообщество сформулировало к новшеству такое отношение: если не будет необходимости посещать СИЗО, то это нужно приветствовать, если посещения будут обязательными, то позитива здесь нет.

Завершилось обсуждение проекта приказа ФСИН о видеосвиданиях защитников с доверителями в СИЗО, что уже предусмотрено законом. По информации «НГ», Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ направила свои предложения по надлежащей организации данного формата.

Как говорится в отзыве ФПА, учитывая, что в ряде регионов в СИЗО есть недостаток помещений, специально предназначенных для свиданий и следственных действий, необходимо предусмотреть в приказе особый пункт. А именно: о возможности открывать соответствующие кабинеты для адвокатов «не только непосредственно в СИЗО, но и в помещениях иных учреждений ФСИН, в том числе переданных им в безвозмездное пользование или на ином законном основании».

Как пояснил «НГ» вице-президент ФПА, президент Адвокатской палаты Москвы Сергей Зубков, как идея данная законодательная инициатива заслуживала и заслуживает положительной оценки. Однако тот факт, что видеосвидания, похоже, будут проводить исключительно из помещений СИЗО, снизит эффект от нововведения. Например, если создание кабинетов для видеосвиданий приведет к уменьшению числа тех, что используются для очных свиданий, это лишь усугубит ситуацию. А потому желательны более гибкие требования именно для адвоката. Конечно, для этого нужно будет решить комплекс вопросов – это и качество подключения, и определенные требования к компьютеру, и видеоконтроль, чтобы не допускать посторонних лиц. «Полагаю, что в решении этих вопросов следует ориентироваться на активное использование современных технологий. Только такой подход позволит более эффективно решить проблему с нехваткой помещений для свиданий в СИЗО», – подчеркнул Зубков.

По словам вице-президента Гильдии российских адвокатов Евгения Корчаго, сейчас в СИЗО огромные очереди, адвокатам приходится долго добиваться встреч с доверителями. Это происходит в первую очередь в учреждениях ФСИН в крупных городах, где нет необходимых помещений в так называемых нережимных частях СИЗО, то есть там, где непосредственно и проходят свидания. Проблема уже в течение нескольких последних лет обсуждалась с разных трибун, в том числе в Совете Федерации и Госдуме. Итогом и стал принятый летом закон, который ввел возможность видеосвязи между адвокатами и подзащитными. К сожалению, заметил Корчаго, в итоговый текст попали формулировки, которые говорят о том, что эти видеосвидания должны проходить в помещениях ФСИН. «Мы надеемся, что в конце концов «помещения ФСИН», указанные в проекте, не превратятся в помещения СИЗО, ибо тогда будет дискредитирована суть новеллы», – указал он. Тогда адвокатам, чтобы попасть даже на видеосвидания, «все равно придется занимать очередь в СИЗО, ведь кабинетов там не прибавится».

Потому адвокатским сообществом, пояснил «НГ» Корчаго, и сделано предложение: в приказе ФСИН, который сейчас разрабатывается, рекомендовать создавать указанные помещения не в СИЗО, а в зданиях, которые могут быть переданы ведомству органами власти на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иным законным способом. «Тогда на территории этих помещений можно будет создать большое количество мест – так называемых кол-центров, куда адвокат сможет прийти и спокойно пообщаться с подзащитным», – подчеркнул Корчаго. Дело еще и в том, что в режимной части СИЗО, то есть там, где не надо проводить досмотр находящихся граждан, кабинетов много, сделать там места для обвиняемых, участвующих в видеосвиданиях, гораздо проще. «Очень надеемся, что инициатива адвокатского сообщества будет поддержана и ФСИН учтет это в проекте приказа», – подчеркнул он.

В свою очередь, адвокат адвокатского бюро ZKS Алексей Лямин напомнил «НГ»: «Возможность общения с подзащитным посредством видеоконференцсвязи положительным образом скажется на ситуации, ведь иной раз необходимо обсудить самый пустяковый вопрос, не требующий личного посещения». В то же время, заметил он, нужно понимать, что как бы ни гарантировалась конфиденциальность таких свиданий, фактически на это особо рассчитывать не стоит. Но ситуация вообще не изменится, «если для реализации положений закона будет использована та же материальная база». «Полагаю, что существенного изменения ситуации можно ждать только от снижения количества лиц, содержащихся под стражей, либо от модернизации материально-технической базы ФСИН», – подытожил он.

Советник юридической фирмы «ЮСТ» Игорь Пастухов сказал «НГ», что один из серьезных вопросов при разработке требований к видеосвиданиям – это возможность реализации мер, обеспечивающих принцип конфиденциальности общения. Потому что «помещения СИЗО для видеоконференцсвязи с судами конфиденциальности не обеспечивают». При этом его смущает то обстоятельство, что реализация закона якобы не потребует дополнительного бюджетного финансирования. Это говорилось в пояснительной записке, а в тексте закона прямо предусмотрено, что видеосвидания могут предоставляться «при наличии в СИЗО технической возможности и помещений». Между тем проблема недостаточного финансирования ФСИН широко известна.

«ФПА привлекается Минюстом РФ к разработке нормативных актов, в особенности связанных с цифровизацией процессуальных процедур. Есть уверенность, что мнение адвокатуры будет принято во внимание. При этом важно, чтобы требования к помещениям предусматривали возможность проверки мер по обеспечению конфиденциальности и достаточное количество каналов для связи», – заметил Пастухов. Сама же идея закона, безусловно, заслуживает поддержки адвокатским сообществом. Но нельзя не отметить, что тот решает только узкий круг вопросов об обеспечении прав участников уголовного процесса. «Данный закон вряд ли может серьезно изменить сложившуюся в некоторых регионах проблему нехватки следственных кабинетов для нормального проведения свиданий защитников с подзащитными», – полагает эксперт. 

Адвокат московской коллегии адвокатов «Интеллект и право» – бывший судья Кирилл Мариненко считает, что не должно быть явки в сами СИЗО, ведь основная причина нововведений – это невозможность спокойного посещения доверителей в нынешних условиях. «Битвы в очередях за право посетить доверителя – это только для особо прожженных и боевых коллег. Электронная очередь в некоторые СИЗО работает так, словно ее нет. В «живой» же – каменный век: бумажки с записанными ручкой фамилиями, которые и рвут, и крадут, и подменяют. А в результате – постоянные скандалы адвокатов в приемной СИЗО», – посетовал он. Так что видеопосещение СИЗО не должно быть связано с приходом на этот особо охраняемый объект, «могут быть другие здания управлений ФСИН, какие-то кабинеты при судах и (или) адвокатских палатах».

Второй проблемой он считает соблюдение режима конфиденциальности бесед. Согласно закону о содержании под стражей, свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику их видеть, но не слышать. «Соответственно, когда свидание проводится по видеоконференцсвязи, всегда есть ощущение того, что кто-либо может злоупотребить своим положением и послушать всю беседу», – подчеркнул Мариненко. По его мнению, это очевидно, что «абсолютной уверенности в сохранении адвокатской тайны ни у кого не будет, а значит, наиболее щепетильные вопросы на таких видеовстречах большинство предпочтет не обсуждать». Еще одной проблемой станет техническая реализация видеоформата на практике. И, мол, уже сегодня на заседаниях судов у адвокатов есть возможность почувствовать на себе все прелести функционирования видеоконференцсвязи. Так что комнаты в СИЗО должны быть изолированы от внешних шумов, в отличие от тех, в которых находятся обвиняемые при удаленном участии в судебных процессах.

Как напомнила «НГ» адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Евгения Рыжкова, видеосвязь между СИЗО и адвокатами опробовали в период эпидемиологических ограничений. И хотя сразу было понятно, что «полноценные встречи это не заменит, но как альтернатива – и упростит жизнь адвокатам, и разгрузит сотрудников ФСИН». Потому что в процессе работы часто возникают технические вопросы, которые нужно согласовать с доверителем, или есть необходимость его о чем-то предупредить. Адвокату приходится тратить полдня, чтобы попасть на очное свидание, а сотрудникам ФСИН ради пяти минут свидания заводить адвоката на территорию учреждения и выводить обратно. «Однако о сохранении адвокатской тайны в таком формате не может идти и речи, недопустимо полностью заменять видеосвязью личные свидания», – подтвердила Рыжкова. По поводу обсуждения проекта приказа она сказала, что адвокатов, конечно, больше устроит возможность подключения с личных устройств.

Злоупотребления могут возникнуть, если администрация СИЗО не обеспечит должный уровень безопасности данных, считает председатель коллегии адвокатов «ВМ-право» адвокат Денис Цыплаков. Также сложности могут возникнуть с техникой: необходим стабильный интернет-сигнал, высокое качество изображения и звука. Проблемой может стать и нехватка подготовленного персонала, который сможет помогать как заключенным, так и адвокатам при видеосвязи. «Существует и обоснованное опасение, что без четких и строго фиксированных требований могут возникнуть манипуляции на местах. Например, администрация СИЗО злоупотребит своим положением, ограничивая или искажая информацию, поступающую адвокату, или даже препятствуя нормальному общению с клиентом», – предупредил он. То есть необходимы четкие стандарты для обеспечения конфиденциальности, например, закрытые кабины, шифрование связи, регламенты на техническое оборудование – качество и безопасность, порядок доступа к нему адвокатов и заключенных, возможности для резервного копирования данных. «Думаю, что необходимо предложить ввести систему мониторинга качества и регулярные оценки работы видеосистем, а также механизм жалоб адвокатов и заключенных в случае нарушения их прав», – подчеркнул Цыплаков.



Читайте также


Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
3660
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
4448
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
14048
ФСИН будет отвечать за поведение тюремного контингента на воле

ФСИН будет отвечать за поведение тюремного контингента на воле

Екатерина Трифонова

Систему уголовно-исполнительных инспекций служба пробации Минюста РФ пока не заменила

0
2550

Другие новости