0
4319
Газета Политика Печатная версия

13.11.2024 20:15:00

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

Тэги: минюст, фсин, повторные преступления, рецидивисты, конференция, рязань, экспертное мнение


минюст, фсин, повторные преступления, рецидивисты, конференция, рязань, экспертное мнение Фото Pixabay.com

Минюст РФ поручил ФСИН найти способы борьбы с повторными преступлениями. Самой службе, возможно, передадут надзор над досрочно освобожденными, если, конечно, найдутся средства в госбюджете. Эксперты «НГ» считают, что против рецидивистов есть и менее затратные методы. Можно шире применять альтернативные наказания и советский опыт: обязательное трудоустройство бывших осужденных, общественный контроль за их поведением. Следует изучить и статистику по заключенным, которые участвовали в СВО.

Уровень повторной преступности в России остается стабильно высоким: тот, кто вышел из колонии, с большой вероятностью туда и вернется. Минюст предполагает принять по этому поводу ряд решений, в том числе законодательных и организационных.

На научно-практической конференции в Рязани замминистра юстиции Всеволод Вуколов сообщил, например, что сейчас перед специалистами ФСИН стоит задача разработать научно обоснованные методы борьбы с рецидивами. Службе предстоит «тщательно изучить причины и условия рецидивной преступности и подготовить предложения для улучшения ситуации». При этом у самого ведомства Константина Чуйченко есть и готовые предложения: скажем, поручить ФСИН контроль над лицами, освободившимися условно-досрочно. Сегодня за вышедшими по УДО осужденными должны надзирать участковые полицейские. Однако в реальности это трудно реализовать, большинство экс-заключенных остаются без внимания до тех пор, пока не совершат новых преступлений.

Имеется у Минюста и предварительный законопроект, в котором также вводится обязанность ФСИН вести персональный учет тех лиц, в отношении которых осуществляется контроль. Но предлагаемая система потребует для ее организации значительных бюджетных затрат. Это порядка 724 млн руб. в качестве единовременных расходов, а еще выплаты примерно по 130 млн ежегодно. И, дескать, в Минфине уже предупредили, что денег на все это пока нет.

Полноценных данных по рецидивистам за 2024 год пока нет, однако напомним, что по итогам 2023-го Генпрокуратура РФ сообщила, что «несмотря на некоторое снижение числа таких преступлений в абсолютном выражении (с 474,6 тыс. до 457,6 тыс.), их доля в структуре предварительно расследованных преступлений составляет около 60%». При этом годом ранее Чуйченко сообщал, что уровень рецидивов составляет около 44%.

Эксперты, опрошенные «НГ», подтвердили, что проблемы со снижением доли повторных преступлений существуют давно. И более эффективно они могут решаться, заметил «НГ» советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвер Гаспарян, при использовании государством как финансовых, так и организационных мер по ресоциализации осужденных. В первую очередь необходимо их трудоустраивать, чтобы обеспечить законным и достаточным для жизни заработком, сохраняя над ними и контроль. «Иные шаги не будут иметь долговременного эффекта для снижения рецидива», – уверен он.

Член президентского Совета по правам человека Александр Брод напомнил «НГ», что снижению рецидивов должен способствовать комплекс мер, предусмотренный законом «О пробации». «Важно вести мониторинг исполнения этого закона с привлечением экспертного и правозащитного сообщества, опрашивать тех, кто прошел процедуры ресоциализации, выявлять формализм, чтобы понимать эффективность действующих мер», – подчеркнул он. Хотя и успешная реализация такого закона, считает Брод, не станет панацеей: «Для снижения рецидивной преступности необходимо оздоравливать и саму общественно-государственную среду. Повышать авторитет судебной и правоохранительной системы, правовой и культурный уровень населения, преодолевать такие застарелые проблемы, как коррупция, алкоголизм, наркомания».

Вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгений Корчаго полагает: есть надежда, что закон о пробации «при грамотном применении будет способен решить проблемы рецидива». Однако, по его мнению, главная их причина в том, что «учреждения пенитенциарной системы никого не исправляют», а наказывают изоляцией от общества, да еще часто и на огромный срок. «Например, за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Или, что на сегодняшний день актуально, по целому ряду преступлений, связанных с различными, скажем так, политическими и околополитическими преследованиями», – отметил адвокат. Криминологической же наукой давно доказано: если человек находился в местах лишения свободы больше 7–8 лет, он уже в принципе тяжело социализируется и его тянет обратно в привычную среду. Поэтому, настаивает Корчаго, надо как можно чаще применять наказания альтернативные, которые не связаны с реальным лишением свободы, особенно в случаях первого привлечения к уголовной ответственности.

Советник ФПА Борис Золотухин настаивает, что ФСИН без взаимодействия с другими ведомствами и активного подключения гражданского общества не способна повлиять на снижение рецидивной преступности. При этом он подчеркнул, что интересно соотношение общего объема рецидива с повторными преступлениями бывших заключенных – участников СВО. Например, в июне 2023 года президент РФ в ходе встречи с военкорами заявил, что в среднем рецидив доходит до 40%, но среди участников СВО это 0,4%. Хотя, как заметил Золотухин, в этом году в СМИ появлялись данные, что именно среди осужденных, участвовавших в СВО, рецидив 10%, все равно это кратно меньше. И в целом это понятно – освободившийся из мест заключения человек должен чувствовать свою нужность семье, обществу и государству.

«И именно общество должно помочь здесь государству», для чего, по мнению Золотухина, вполне достаточно обратиться, скажем, к советскому прошлому: трудовой коллектив определенного властью предприятия был обязан не только взять бывшего осужденного, но и проводить с ним воспитательную работу. Надо предусмотреть законом роль этих коллективов, общественных и религиозных объединений в сфере предупреждения преступлений, к примеру, для тех же освобожденных по УДО, отметил он. Также речь может идти о наделении Общественных наблюдательных комиссий дополнительными функциями по координации такой воспитательной работы там, где трудятся лица, отбывшие наказание. Речь может идти и о введении вопросов о контроле над их трудоустройством и социальной адаптацией в обязанность представительных и исполнительных органов местной власти. 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
435
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
1304
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
1454
Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Россия ищет партнеров для создания рынка углеродных единиц

Олег Никифоров

2025-й объявлен в мире годом устойчивого развития

0
1775

Другие новости