Партия Леонида Слуцкого работает под постоянным присмотром основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Фото с сайта www.ldpr.ru
Очередной замер электорального рейтинга партий у ВЦИОМ и ФОМ показал рост «Единой России». Такое совпадение бывает не часто, но сюрпризов тут нет – в отличие от еще большего расхождения цифр по прочим системным политструктурам. Например, ВЦИОМ опять считает КПРФ силой № 2, хотя ФОМ уже полгода настаивает, что это ЛДПР. Наверное, здесь играют роль технические моменты вроде форматов опроса и качества выборки, хотя заметны и следы информационного воздействия на респондентов. Так, по внезапному указу президента РФ в 2026 году вся Россия будет отмечать 80-летие основателя ЛДПР Владимира Жириновского. У «Справедливой России – За правду» (СРЗП) тоже есть полученный сверху бонус – поздравления главы государства недавнему съезду эсэров.
По данным ФОМ, электоральные рейтинги, согласно опросу, который проводился 1–3 ноября, дали плюсы всего двум партиям. «Единая Россия» выросла с 43 до 48%, а ЛДПР – с 10 до 11%. Упали показатели КПРФ – с 8 до 7%, стабильно низкие позиции сохранились у СРЗП и «Новых людей» – по 3%.
ВЦИОМ дает совсем иную картину, но свой опрос там проводили с 28 октября по 3 ноября. У ЕР – 38,2%, то есть плюс 2,2% за неделю. Неожиданно подросла и СРЗП – до 4,2% с прежних 3,7%. Остальные парламентские силы, считает ВЦИОМ, продолжают свое падение: КПРФ – до 9,7%, ЛДПР – до 9,4% (минус почти 1% за неделю), «Новые люди» – до 6,1% с таким же минусом.
Что же касается замеров ФОМ, то из них выходит, что ЛДПР подрастает уже на протяжении шести недель, занимая место второй по значимости политической силы, а свои нынешние 11% эта партия вообще получила впервые с декабря 2023 года. Это вполне можно объяснить тем, что на днях президент РФ подписал указ о праздновании в 2026 году 80-летия основателя ЛДПР Владимира Жириновского. И это не просто формальность, ведь сформирован оргкомитет по проведению различных торжеств, а возглавить все это поручено председателю Госдумы Вячеславу Володину. Кстати, среди членов оргкомитета не только соратники покойного вождя и нынешний лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, но и множество высокопоставленных чиновников, а также руководители государственных телекомпаний, представители науки и культуры страны.
Короче говоря, если для общества этот указ и был неожиданным, то власть, очевидно, готовилась к его появлению уже давно. Однако, конечно, еще предстоит увидеть, будет ли чествование Жириновского чисто мемориальным действом или же на щит будут подняты прежде всего его геополитические взгляды и инициативы, которые еще недавно казались исключительно экзотическими, а теперь – фактически реализуются российским государством.
Прибавка же рейтинга СРЗП скорее всего связана с тем, что опять же президент РФ прислал теплое поздравление съезду партии в конце октября, похвалив эсэров за непротиворечивое сочетание патриотизма и социализма. «НГ» поинтересовалась у экспертов, откуда такая разноголосица электоральных рейтингов, какие позиции в них имеют отношение к действительности, а какие представляют собой попытку сформировать общественное мнение в нужных направлениях.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов по поводу подозрений в манипуляциях заметил «НГ»: «Партии сейчас не находятся в центре внимания, а потому у избирателей нет особого повода ими интересоваться. Сегодняшние рейтинги не имеют существенного значения, у партий осень, особенно после выборов, – это не самое ударное время».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что речь идет о феномене «политический голод». «В условиях СВО внимание на себя перетягивает геополитическая повестка, а по внутренней политике дефицит информации. Люди мало осведомлены о деятельности партий, и поэтому в обществе нет ярко выраженного и какого-то консолидированного мнения о них, а тем более – о партиях оппозиционных», – пояснил он. По поводу проведения опросов Мухин напомнил, что хотя выборка респондентов социологическими службами формируется по схожим признакам, но личностно в разные опросы могут попасть люди с разным уровнем информированности, поэтому и показатели у партий разные. Объяснения же конкретных колебаний рейтингов тоже могут быть разные. Так, рост ЕР Мухин объяснил принятием законов об ужесточении миграционной политики. Падение КПРФ можно связать с той же недостаточной информированностью о защите социальной справедливости со стороны партии, а «Новых людей» – с тем, что они из острой политической повестки перешли в бизнес-повестку, то есть к защите предпринимательства. Возможно, это связано с поисками спонсоров для партии, но это, видимо, не было понято их симпатизантами. Рост же ЛДПР и СРЗП все-таки ситуативный, считает Мухин, и хотя могло сыграть роль что угодно, но все-таки скорее всего люди ищут в них альтернативу партии власти. То есть подыскивают политическую силу для голосования в отдаленной перспективе, а именно – в 2026 году. «Политический голод – это когда где-то пусто, а где-то густо. Где-то растет рейтинг партии власти, а где-то оппозиционные настроения», – подчеркнул эксперт.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что разница в опросах объясняется тем, что у ФОМ и ВЦИОМ разная методология. ВЦИОМ проводит телефонные опросы, а ФОМ – поквартирные. Также в опросах могут быть разные формулировки и даже списки партий могут быть составлены в разном порядке, а номер один всегда добавляет очков. И хотя выборка явно соблюдена по демографии, образованию и прочим параметрам, но географически она может не совпадать, регионы могут быть охвачены разные. Эксперт подчеркнул, что добросовестность обеих служб не вызывает сомнений, однако любой опрос с момента публикации становится формирующим. Калачев отметил, что рост ЕР легко объяснить повышением рейтинга президента, а также тем, что в последнее время для власти не было «черных лебедей». Падение же КПРФ объясняется тем, что в условиях роста цен люди не видят активности этой партии по защите социальных прав человека труда, открытие памятников советским вождям дорого более старшему поколению, но не находит отклика у других возрастов. А кроме того, ностальгическую повестку умело уводит и отрабатывает власть. Падение «Новых людей» – это притупление эффекта новизны: «У них есть отдельные удачные технологические решения, например набор кандидатов на выборы. Но они разноплановые – и ни одной инициативе не уделено достаточно внимания. Кроме того, сыграло роль и желание сидеть на всех стульях сразу. Получилось, что для провластных респондентов они слишком оппозиционные, а для оппозиционных – слишком провластные». Калачев подчеркнул, что хотя рост ЛДПР и СРЗП ситуативный, эти партии потихоньку набирают позиции, видимо, из желания людей все-таки найти партию второго выбора. И свою роль здесь могли сыграть и указ о юбилее Жириновского, и поздравительная телеграмма эсэрам. «ЛДПР в сознании общества до сих пор привязана к Жириновскому, Слуцкого мало кто знает. Так что некролог ее основателю – тоже реклама. И поскольку указ о праздновании Жириновского подписал сам президент, а юбилей будет в аккурат к парламентским выборам, то ЛДПР становится той условно протестной силой, за которую максимально безопасно голосовать по принципу меньшего зла. Ту же КПРФ поддерживать не так безопасно. К тому же в последнее время у партии хороший пиар по разным популярным инициативам, не только со стороны людей Слуцкого, но и у старой гвардии». И у ЛДПР тут есть два преимущества. Во-первых, у нынешнего вождя нет антирейтинга, во-вторых, если ЕР приписывают все и плюсы, и минусы власти, то ЛДПР за минусы ответственности не несет. «Эта партия все больше в глазах общественности становится не оппозицией, а младшим партнером власти или, если хотите, оппозицией его величества», – считает Калачев.
СРЗП же растет, поскольку растет запрос на социальную справедливость, она все больше становится востребованной в обществе, а у партии Миронова очень удачное название.