Уголовные дела по-прежнему требуют много бумаги. Фото PhotoXPress.ru
В Госдуме вскоре рассмотрят поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые расширяют возможность соблюдать разумные сроки предварительного следствия и дознания. Предполагается упростить правила предъявления добавочных обвинений по текущим уголовным делам и заведения новых дел. Ныне действующий в УПК механизм громоздкий, он требует немалых затрат времени, но зато контролируется руководящими и надзирающими органами.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, разработанный МВД, в котором предлагается упростить процедуру возбуждения новых уголовных дел в отношении фигурантов уже идущих расследований. В будущем органы следствия, обнаружив в ходе разбирательств новые эпизоды, получат больше самостоятельности в своих процессуальных решениях. Им можно будет не отписывать в вышестоящие инстанции и прокуратуру, а заводить дела и соединять их с другими.
Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили, что это должно сократить волокиту, хотя не исключили и негатива. А именно менее качественную проверку хода и результатов следственных действий, что может сказаться на правах обвиняемых.
Однако, напомнил «НГ» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов, действующее регулирование требует слишком много времени при выявлении следователем в ходе уже возбужденного дела признаков иного преступления. Эта длительная процедура выглядит примерно так: сперва следователем составляется рапорт об обнаружении признаков этого нового преступления и принимается решение о выделении соответствующих материалов в отдельное производство, затем руководителем следственного органа эти материалы отправляются в подразделение дознания для проведения проверки. Дальше возбужденное дознавателем уголовное дело передается прокурору, который определяет его подследственность. И лишь тогда уголовное дело опять отправляется в органы предварительного следствия для соединения с уже расследуемым.
По мнению Кузнецова, такая последовательность «тормозит расследование и увеличивает сроки рассмотрения дела для всех участников судопроизводства». И он считает, что ни о каких злоупотреблениях в данном контексте речь не идет.
Председатель коллегии адвокатов «ВМ-Право» Денис Цыплаков согласен, что предпринята попытка оптимизировать следственные действия, сократив их сроки, ведь нынешние нормы УПК действительно могут затягивать расследование из-за необходимости соблюдать все формальности. «Оперативность при возбуждении новых дел поможет следователям быстрее реагировать на новые доказательства и эпизоды преступлений», – пояснил он. Но важно, чтобы упрощения не сказались отрицательно на правовых гарантиях обвиняемых. Например, кроме менее качественной подготовки постановлений о возбуждении дел есть риск создать предпосылки для произвола и необоснованных обвинений. То есть «облегченный порядок возбуждения дел может использоваться как средство давления, что способно привести к манипуляциям с показаниями или к принуждению заключить сделку».
По словам Цыплакова, сам законодатель, конечно, может рассматривать эти изменения УПК в контексте повышения эффективности правоохранительной системы. Однако «потребуется и тщательный контроль над новым порядком. Важно найти баланс между оперативностью следствия и соблюдением прав человека».
Партнер адвокатского бюро «Интеллектуальный капитал» Дмитрий Ульянов и вовсе не увидел необходимости в корректировке УПК. Ведь действующая процедура вполне понятная и, главное, рабочая. Она обвязывает следствие соблюдать порядок и сроки регистрации сигналов о возможных фактах иных преступлений, выявленных в ходе расследования дел, проведения по таким зарегистрированным сигналам обязательной доследственной проверки с последующим принятием процессуального решения и оценкой его законности прокурором. А предлагаемые поправки, настаивает Ульянов, «фактически исключат стадию доследственных проверок и оценку прокурорами законности принятых решений».
В свою очередь, управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков высказал мнение, что инициатива правительства носит скорее формальный характер, хотя, видимо, сократит количество бумаг, копируемых следователем или дознавателем для обоснования решений о возбуждении уголовного дела. Потому что «после соединения дел объем материалов вырастает как минимум в два раза, а в случае многоэпизодных дел – в разы, хотя суть от этого, как все понимают, не меняется». В каждом конкретном случае лицо, производящее проверку сообщения о преступлении, должно решить вопрос о необходимом объеме фактических данных, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, заметил Новиков, «отсутствует четкий протокол действий следователя или дознавателя, что не устраняет, а, наоборот, порождает неопределенность». «Таким образом, существенного значения предлагаемые изменения не имеют. Они не решают проблем волокиты по уголовным делам и тотального бюрократизма в правоохранительных, контрольно-надзорных органах и судах», – сказал он «НГ».
В то же время, подтвердил Новиков, поправками в УПК создается риск поразить в правах потерпевших и их защиту, когда неопределенное время будет существовать лишь постановление о возбуждении уголовного дела – и более ничего. Действительно, заметил «НГ» учредитель московской коллегии адвокатов «Постанюк и партнеры» Владимир Постанюк, в данном контексте стоит помнить в первую очередь о правах гражданина, которые могут быть затронуты. «Мы должны говорить о том, что не должны совершаться ошибки в процессуальных действиях со стороны обвинения, а не об упрощении этих действий», – пояснил он. И напомнил, что именно неукоснительное соблюдение норм УПК остается гарантией прав гражданина.