0
6454
Газета Политика Печатная версия

31.10.2024 20:42:00

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

Тэги: регтоны, муниципальные реформы, закон о местном самоуправлении, единая система публичной власти


регтоны, муниципальные реформы, закон о местном самоуправлении, единая система публичной власти Депутат Павел Крашенинников в ноябре выйдет к Госдуме с окончательным вариантом муниципальной реформы сверху. Фото РИА Новости

В октябре не стартовал губернаторопад – досрочные отставки действующих глав регионов для того, чтобы новые успели освоиться к выборам. Зато по стране идет своего рода «муниципалопад», меняются руководители округов и городов, включая столицы субъектов РФ. Не исключено, что ротации связаны и с планами Госдумы по закону о местном самоуправлении (МСУ) в единой системе публичной власти. Внизу не знают, что скажут сверху, вот и торопятся с кадровыми решениями. Похоже, есть опасения, что право губернаторов фактически назначать тех же мэров сопроводят повышением за них ответственности.

Наибольшее внимание, конечно, привлекает массированная замена руководителей региональных столиц, после или быстро назначают нового мэра, или, наоборот, долго подбирают замену прежнему. Например, 31 октября гордума Вологды наконец поставила на вакантный пост главы этого города Андрея Накрошаева, который был в статусе врио с марта этого года, а теперь получил контракт управленца на ближайшие пять лет. В данном субъекте РФ сейчас происходит, помимо прочего, еще и ротация элит, так что пауза с назначением была, видимо, вовсе не техническая.

В Пензенской области мэр административного центра скорее всего появится побыстрее. На прошлой неделе глава администрации Пензы ушел в отставку, а губернатор сразу назначил врио его прежнего первого зама. Однако в последние дни октября в местных СМИ появились публикации, что руководить городом в итоге, похоже, будет нынешний вице-спикер Заксобрания Сергей Мельников («Единая Россия»), который возглавляет исполком парторганизации этого региона.

Впрочем, впереди еще объявление о проведении конкурса на замещение освободившейся должности, формирование в Пензе конкурсной комиссии и несколько отборочных туров для выдвинувшихся кандидатур. Скажем, в Брянской области кандидаты на пост мэра столичного города только что прошли письменное тестирование. Прямо как какие-нибудь студенты, они сдавали экзамен на знание Конституции РФ, законов – федеральных и региональных, а также устава самого Брянска. Но в реальности всем понятно, что, сколько бы ни было претендентов, победитель в принципе предопределен, им станет тот, кого в данной должности хочет видеть губернатор.

Ни в Пензенской, ни в Брянской областях каких-то серьезных конфликтов внутри региональной власти не наблюдается, а значит, их глав вполне мог бы устроить более оперативный способ назначения муниципалов через голосование в местных советах. Напомним, что это выдвижение кандидатов губернатором без лишних фильтров в виде тех же конкурсных комиссий. Данный способ прописан в проекте закона о МСУ в единой системе публичной власти, который завис в Госдуме после первого чтения еще в феврале 2022 года. Во многом – из-за начала СВО, но в том числе и из-за множества возражений и опасений регионалов.

Теперь, как сообщил, например, в интервью «Коммерсанту» председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, сроки подачи поправок ко второму чтению больше продляться не будут. Этот депутат, напомним, один из авторов данного законопроекта вместе с сенатором Андреем Клишасом. Так что предположения Крашенинникова о том или ином положении документа представляют собой фактически будущие решения. В первоначальном тексте выдвижение кандидатов в мэры лично губернаторами при условии не менее двух претендентов было указано вместо конкурсных комиссий. Сейчас же Крашенинников говорит о четырех способах. Заметим, что два других – это прямые выборы мэра гражданами, чего уже почти нигде не осталось, и утверждение муниципальными советами одного из своих депутатов в качестве руководителя органа МСУ.

Однако пока доподлинно не известно, какими дополнительными обстоятельствами будет оговорен четвертый способ. Возможно, раз губернатор получит возможность быстро назначать любых мэров, а также беспрепятственно отправлять их в отставку, на него возложат и большую ответственность за эффективность кадровой политики. И главе региона будет уже не прикрыться отговоркой, что, мол, по конкурсу прошел не слишком удачный кадр или, дескать, депутаты самовольно проголосовали за бездарного исполнителя. Так что вполне можно допустить, что нынешняя спешка с ротацией руководителей МСУ связана с тем, что региональные власти точно не знают, чего им ждать от федерального Центра.

Между тем уже заранее можно прогнозировать, что именно новый четвертый способ формирования органов МСУ рекомендуют сверху как безусловное руководство к действию. Потому что в Кремле будут исходить как раз из логики единой системы публичной власти, то есть сплошной вертикали чиновников. И, конечно, следует напомнить, что указание отразить в Конституции эту единую систему дал лично президент РФ. Однако с цепочкой вассалитета может оказаться не все так уже и просто хотя бы потому, что есть субъекты РФ либо с жесткими внутриэлитными конфликтами, либо с конкуренцией даже федеральных властных групп. И там беспрекословное утверждение мэров может и не получиться, а значит, лишь дополнительно дестабилизировать ситуацию.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов на это заметил «НГ», что «речь идет о дополнительных возможностях губернатора подчинять себе муниципалитеты». По его словам, если у региональной власти будет политическая воля продавить четвертую схему, то сложно себе представить, что муниципалитеты смогут сопротивляться. «Субъектность у депутатов присутствует лишь в небольшом количестве территорий. В большинстве же регионов возможности для оппонирования губернаторам крайне ограничены», – пояснил Виноградов. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что происходит оптимизация в духе принципов, заложенных в основу системы единой публичной власти: «Мэр, по сути дела, подчиненный губернатора, а раз так, то чего мудрить? Губернатор будет вносить одного своего реального кандидата, остальные будут для проформы». И это, по его мнению, логично, если вертикаль власти действительно достроена до земли.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркнул, что управленческие механизмы нуждаются в постоянной доработке. Но отметил, что пока законопроект еще не прошел голосования в Госдуме, а «наверху традиционно есть несколько башен, чье влияние победит, до конца никогда неизвестно». При этом он изначально сомневается, что у губернаторов могут возникнуть проблемы на местах с противодействием их назначенцев в мэры. «Губернатор – это политическая величина, за плечами которой стоит президент. Поэтому даже если где-то элиты будут сопротивляться, то серьезного противодействия оказать не смогут», – считает Мухин. Тем более что, по его словам, самих глав регионов ныне стараются назначать после предварительно проведенных консультаций, замеров рейтингов власти и т.д. Короче говоря, «случайных людей в регионы не назначают, а потому жесткое противодействие снизу – это скорее исключение, например, как с Сергеем Соколом в Хакасии, в большинстве субъектов РФ механизм вертикали власти теперь, как правило, работает без перебоев». 


Читайте также


Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
8831
Местное самоуправление упрощают по вертикали

Местное самоуправление упрощают по вертикали

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Губернаторам-чиновникам будет удобнее назначать и заменять руководителей муниципалитетов

0
4254

Другие новости