0
2625
Газета Политика Интернет-версия

24.10.2024 20:31:00

Местное самоуправление доломают в течение 10 лет

Единая публичная власть де-факто выстроена, но закон о муниципалитетах решили все-таки принять

Тэги: орск, мэр орска, местное самоуправление, общество, власть


орск, мэр орска, местное самоуправление, общество, власть Фото сайта duma.gov.ru

В оренбургском Орске горсовет 24 октября избрал мэром Артема Воробьева, который с июля был в статусе врио. Эти условные выборы заняли три месяца, столько же идут и настоящие, когда голосуют граждане. В других регионах утверждение глав городов и округов нередко вообще откладывается. Сейчас местное самоуправление (МСУ) подводится под единую систему публичной власти без нового закона, к которому в Госдуме все-таки возвращаются. Новость здесь в том, что ликвидация МСУ на уровне поселений разрешается до 2035 года. То есть или никогда, или, наоборот, максимально быстро. Как де-факто произошло с прочими положениями вроде бы отложенной муниципальной реформы.

Система избрания мэра, применяемая, в частности, в Орске, на общем фоне в принципе выглядит даже и демократично. Депутаты совета голосуют за кандидатов в главы города без их предварительного отбора за дверями пресловутых конкурсных комиссий. А они обычно формируются под контролем губернаторов. Напомним, что теперь это наиболее часто применяемый способ утверждения местных руководителей из всех тех, что дозволены ныне действующим законом. Голосование граждан за мэров сохранилось в столицах только нескольких регионов Сибири и Дальнего Востока. Наиболее крупным городом с прямыми муниципальными выборами пока считается Хабаровск.

Орский горсовет, кроме того, провел и обсуждение трех выдвинутых кандидатур, состоялась приямо-таки дискуссия на тот счет, кто из них был бы лучшим мэром. Правда, ее итогом стала констатация, что Воробьев, который находится в статусе врио с июля и вроде бы решает проблемы людей после весеннего наводнения, – это единственный вариант. А ведь он к тому же еще и суперфиналист пятого юбилейного сезона президентского проекта «Лидеры России».

В других субъектах РФ таких безальтернативных претендентов не находится, а потому исполнять обязанности оставляют тех, кто есть. Например, в Саратове (см. «НГ» от 16.10.24), где все решения в конце концов действительно были отложены до весны. В принципе это соответствует закону об общих принципах организации МСУ: новый руководитель должен появиться не позднее полугода после отставки прежнего. В Саратове, кстати, мэров, условно говоря, «выбирают» после того, как конкурсная комиссия остановится на единственном кандидате. Но и такие отсрочки это еще ничего: к примеру, в Астрахани главу города не могут избрать потому, что на конкурс никто не является. Соответствующая комиссия на днях там это констатировала и собралась снова за закрытыми дверями. Так что даже из местных СМИ никак не понять, подал ли кто-нибудь документы на новый тур или все-таки нет.

Сейчас ленты региональных новостей вообще забиты сообщениями об отставках муниципалов или их арестах, о назначении новичков или, напротив, опытных управленцев либо даже участников СВО. Кстати, недавно с должности вылетел мэр тамбовского Моршанска, как раз из-за того, что неловко выразился о гибели героя спецоперации в разговоре с его родственниками. Чиновник публично извинился – мол, сильно волновался, но губернатор остался неумолим. Видимо, властям региона нужен был повод для зачистки данного руководящего места, так что раз тот нашелся, то отказываться от этого не стали. Также сохраняется и некая правовая неразбериха, иногда приводящая чуть ли не к возврату к былым демократическим традициям. Скажем, в Забайкальском крае восстановили пост именно мэра Читы, хотя прямые выборы все-таки не вернули, утвердив избрание через конкурсную комиссию. Раньше в Чите был отдельно глава города – председатель гордумы, и глава городской администрации – назначенный чиновник.

Вообще-то требование об отдельной ветви муниципальной исполнительной власти – администрации городского или муниципального округа значится в законопроекте о МСУ в единой системе публичной власти. Он был принят Госдумой в первом чтении перед самым началом спецоперации – и, казалось бы, навсегда отложен. В карточке этого документа все это время менялись только технические моменты – крайняя дата представления поправок ко второму чтению. Последнее продление такого срока было до 22 октября. И вот теперь председатель комитета ГД по госстроительству Павел Крашенинников, как написала газета «Коммерсант», объявил, что больше отсрочек не будет. Главной же новостью от него стало утверждение, что из 900 поданных поправок ключевой станет переходный период до 2035 года, в течение которого и надо будет упразднить самый нижний уровень МСУ – поселенческий.

Напомним, что это действительно главный и наиболее спорный постулат данного законопроекта. Вторым важным там решением всегда считалось введение для губернатора права без особых усилий отправлять в отставку муниципальных глав. И стоит заметить, что это уже реализуется без всякого нормативного обновления: то в одном, то в другом регионе соответствующая норма вводится в местные законы. Точно так же, как прежде были сделаны приоритетными конкурсные комиссии при избрании мэров, перевод выборов депутатов представительных органов МСУ на чисто мажоритарную систему и пр.

Судя по всему, Госдума до конца года намерена принять обновленный закон о МСУ, уже твердо привязав эту власть к единой российской вертикали. Что же касается переходного периода в 10 лет по отношению к поселениям, то такое решение можно трактовать по-разному. С одной стороны, поскольку никто не может знать, что будет со страной к 2035 году, то в общем это выглядит и как отказ от жесткой реформы. Но с другой стороны, вполне возможно, что 10 лет – это не более чем правовой камуфляж. И сразу после того, как закон примут, федеральный Центр даст губернаторам четкий сигнал действовать в направлении скорейшей ликвидации какой-либо избираемой власти в деревнях, селах, поселках и небольших городках страны.


Читайте также


 ВЫСТАВКА "Новое общество художников"

ВЫСТАВКА "Новое общество художников"

0
1192
Агломерация и производительность труда. Новая стратегия пространственного развития России должна опираться на реальность

Агломерация и производительность труда. Новая стратегия пространственного развития России должна опираться на реальность

0
4430
Константин Ремчуков. В Китае из-за острого дефицита воды вводится региональный водный налог

Константин Ремчуков. В Китае из-за острого дефицита воды вводится региональный водный налог

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 21.10.24

0
3288
Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Яков Пляйс

В поисках краеугольного камня

0
3465

Другие новости