0
3070
Газета Политика Печатная версия

24.09.2024 20:15:00

Депутаты предложили вернуть следствие под прокуроров

Передел полномочий между правоохранителями систему не меняет

Тэги: законопроект кпрф, информирование прокуроров, ход уголовных дел, экспертное мнение

Online-версия

законопроект кпрф, информирование прокуроров, ход уголовных дел, экспертное мнение Прокуроры имеют влияние на независимое следствие, потому что выступают в судах гособвинителями. Фото РИА Новости

В Госдуме дошла очередь до законопроекта КПРФ о незамедлительном информировании прокуроров о ходе уголовных дел. Де-факто речь идет о возвращении к прежнему надзору за следствием, которого сейчас почти нет. Эксперты «НГ» это подтвердили, но поспорили о том, кто виноват и что делать. И передел полномочий внутри правоохранительной системы, похоже, не станет эффективным решением. В отличие, например, от создания института следственных судей, что еще в 2015 году поддержал президент РФ.

Зачастую прокурорам не хватает информации, чтобы эффективно выполнять свои задачи, включая контроль над процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Число жалоб в прокуратуру растет, например, в 2023 году было порядка 6,3 млн.

И значительная их часть – на досудебную стадию уголовного производства.

Как указывают авторы законопроекта из КПРФ, «прокурору отводится всего трое суток на рассмотрение такой жалобы и в исключительных случаях – до десяти суток». В пояснительной записке отмечается, что для истребования материалов дела на прокурорскую проверку требуется подать в следственный орган письменный мотивированный запрос. А там начинают намеренно затягивать передачу таких материалов. Один из самых распространенных предлогов – «в связи с необходимостью производства следственных действий». Депутаты предложили дополнить ч. 2.1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ нормой о «незамедлительности» предоставления прокурору возможности ознакомиться с материалами уголовного дела по его запросу. Также прокурор, который имеет право присутствовать на заседании суда, должен быть в числе тех лиц, которых обязательно уведомляют о тех или иных изменениях в процессе.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игоря Татаровича, это хорошо, что депутаты обратили внимание на недостаточную эффективность прокурорского надзора за расследованием уголовных дел. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, за органами прокуратуры закреплены полномочия по надзору за следствием, а с другой – реальных рычагов воздействия на следствие у прокуратуры практически не осталось. Он напомнил, что после 2007-го, когда была проведена реформа прокуратуры по американскому образцу, прокуроры утратили право отменять незаконные постановления следователя – кроме постановлений о возбуждении и прекращении уголовных дел, а также давать следователям обязательные для исполнения указания.

И если сейчас прокурор в ходе надзора выявит незаконное решение, действие или бездействие следователя, то все, что он может сделать, это направить ему требование об устранении нарушений. Но у следователя нет обязанности это выполнять – как и ответственности за невыполнение. «Поэтому до поступления уголовного дела с обвинительным заключением на утверждение в прокуратуру прокурор фактически никак не может влиять на ход расследования уголовного дела», – заявил Татарович. Все это приводит к существенным нарушениям прав как обвиняемых, так и потерпевших. Однако, настаивает эксперт, «предлагаемых поправок явно недостаточно для восстановления эффективного прокурорского надзора за следствием». Татарович считает, что для этого прокурорам необходимо вернуть отобранные в 2007-м полномочия.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин напомнил «НГ», что после создания Следственного комитета России, а затем – его выделения из Генпрокуратуры РФ в самостоятельное ведомство прокурорский надзор за предварительным расследованием был фактически ликвидирован. Законодатель свел функции прокуратуры в досудебном производстве к незначительным действиям, мало влияющим на его ход. Более или менее значимая роль принадлежит прокурору лишь на стадии направления дела в суд, тогда он действительно может повлиять на существо расследования. Последствиями этого, по словам Золотухина, стало резкое понижение качества следствия и волокита со сроками: «Не случайно в 2015 году в отчетности СК появилась графа «остаток дел, неоконченным расследованием свыше трех лет». В последние годы там отражается до 250 дел, а в СИЗО свыше года содержится более тысячи лиц». Так что любое расширение процессуальных полномочий прокурора в уголовном процессе будет в интересах общества и государства. Однако, заметил Золотухин, это будет шаг не вперед, а назад. В связи с этим он напомнил поддержанную президентом РФ еще в 2015 году идею о введении в уголовный процесс института следственных судей. Тогда она стала предметом широкого обсуждения среди юридической общественности: «Мыслей о том, как должен выглядеть такой институт и чем он должен заниматься, было высказано достаточно. С моей точки зрения, если уже говорить об независимом контроле в досудебном производстве, то необходимо продвигать именно эту идею».

Руководитель адвокатской группы «Логард» Сергей Колосовский полагает, что здесь дело даже не в имитации депутатами бурной деятельности, а в том, что их ввели в заблуждение, потому что в реальности имеет место систематическое уклонение прокуратуры от исполнения своих обязанностей под надуманными предлогами. Потому что в действительности, настаивает эксперт, прокуроры обладают широчайшими полномочиями по контролю над следствием. Это подробно расписано в приказе генпрокурора от 17 сентября 2021 года № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». «То обстоятельство, что эти полномочия в большинстве случаев реализуются посредством представлений, которые следствие может либо исполнить, либо обжаловать вышестоящему прокурору, не влияет на характер процессуальных отношений в целом. Именно прокурор непосредственно принимает ключевые решения – он вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, он утверждает и обвинительное заключение», – подчеркнул Колосовский. Поэтому следствие предпочитает не ссориться с прокуратурой и из-за представлений по другим вопросам, ведь в противном случае ему могут просто «перекрыть кислород» при утверждении обвинительных заключений. Тогда дела перестанут своевременно направляться в суд, а именно это основной показатель, по которому оценивается работа следователей. Но и прокуроры, утверждает Колосовский, на практике уклоняются от исполнения своих процессуальных обязанностей: «При разрешении жалоб они сообщают заявителям, что дело находится в производстве следователя, а тот, мол, процессуально независим, так что прокурор сможет проверить все изложенные факты только после направления дела к нему с обвинительным заключением. Это абсолютная неправда, но такого рода ответы выдаются на большинство жалоб на нарушения, допущенные следователями». Что касается объяснений, что на подготовку к суду не хватило времени, то это, по его мнению, нелепость: «Как правило, у прокурора столько же времени для подготовки, сколько у адвоката. Однако адвокаты с этим как-то справляются». 

Как сказал «НГ» управляющий партнер адвокатского бюро «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов, действующее уголовно-процессуальное законодательства и полномочия, предоставленные законом о прокуратуре, позволяют осуществлять своевременный и эффективный прокурорский надзор на всех стадиях судопроизводства. Однако практика показывает, что прокуроры в последнее десятилетие фактически устранились от должного исполнения своих обязанностей в досудебной и судебной стадиях. «Суть сегодняшнего надзора можно охарактеризовать часто звучащей в судебных процессах фразой, уже ставшей мемом: «Все законно, обоснованно», – напомнил он. Даже жалобы адвокатов прокуратурой рассматриваются как обращения обычных граждан в 30-тидневный срок, а не в течение трех дней, как предписывает УПК. Поэтому, полагает эксперт, что в современных реалиях сколько не давай современным прокурорам дополнительных полномочий, существенно укрепить прокурорский надзор это не поможет. По его мнению, для реальных изменений необходимо: кардинально изменить кадровую политику в системе прокуратуры, установить персональную ответственность (в том числе и материальную) прокурорского работника, например за возврат дела прокурору судом, оправдательный приговор. А в целом, «необходимо просто быть ответственным и принципиальным специалистом на своем месте и тогда само собой все наладится».



Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
374
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
1274
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
1425
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
1911

Другие новости