Прокурорские инспекции СИЗО и колоний сейчас проводятся на регулярной основе. Фото с сайта www.epp.genproc.gov.ru
Генпрокуратура РФ обещает усилить государственный надзор за учреждениями ФСИН. В частности, прокурорские проверки должны осуществляться систематически, то есть не реже одного раза в месяц. Эксперты «НГ» считают, что основной вопрос – это не количество инспекционных посещений, а их качество. И отмечают, что необходимо восстанавливать полноценный общественный контроль над любыми местами лишения свободы. В противном случае высока вероятность, что все сведется к очередной бумажной работе.
Обязательность проверок мест лишения свободы не менее раза в месяц следует из опубликованного проекта соответствующего приказа генпрокурора Игоря Краснова. Региональные прокуроры должны обращать особое внимание на факты применения тюремщиками физической силы как к подозреваемым и обвиняемым, так и к осужденным.
Личные встречи представителей надзорного ведомства с заключенными должны проходить без присутствия сотрудников учреждения ФСИН. Согласно документу, также те, кто заключен под стражу без законных оснований, должны немедленно освобождаться по соответствующим постановлениям прокуроров. Напомним, что в 2021 году приказом Генпрокуратуры был ужесточен надзор за исполнением законов в пенитенциарных учреждениях. В частности, речь шла об увеличении числа проверок, например, в медико-санитарных частях ФСИН. Прокурорам также предписали реагировать на «каждый случай выявления длящихся, системных нарушений». По мнению экспертов, опрошенных «НГ», к каким-то очевидно заметным улучшениям это пока не привело.
Как сказал «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, предложение об усилении прокурорского надзора выглядит обоснованным. При том что и нынешнее руководство ФСИН нацеливает сотрудников на неукоснительное соблюдение законодательства, взгляд со стороны надзорного ведомства будет этому только способствовать. Также, заметил правозащитник, было бы полезным подключать к проверкам региональных омбудсменов и членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК). А итоги прокурорских проверок и принятых в их результате мер стоило бы сделать максимально публичными.
В то же время, напомнил «НГ» Брод, ряд системных вопросов требуют именно федерального участия, их не получится решить на уровне региональных прокуроров. Например, это низкие зарплаты медработников пенитенциарной системы. «Многое в ходе проверок будет зависеть, конечно, и от личного качества прокурора, его профессионализма, независимости, умения и желания поднимать острые и неудобные вопросы», – заметил правозащитник.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников согласен, что инициатива Генпрокуратуры в целом правильная. По его мнению, она связана в том числе и с последними событиями, к примеру, с захватами заложников в СИЗО и колониях. Федеральному Центру стало понятно, что нельзя попустительствовать круговой поруке на местах. И поэтому генпрокурор «ясно дает понять своим подчиненным, что система ФСИН должна быть под реальным контролем». Важно, заметил Мельников, что прокурорам предписано проверять наличие побоев и применение спецсредств, а это значит, что должен быть регулярный обход СИЗО и колоний. Отдельное внимание уделяется и тому, что недопустимо направлять обращения заключенных для ответов со стороны управлений ФСИН, на которые собственно и поступают жалобы. Хотя, конечно, подчеркнул он, нельзя исключить, что такое начинание на местах могут по разным причинам и игнорировать. Поэтому было бы необходимо специальное совещание, на котором надо определить и соответствующую ответственность. Также Мельников обратил внимание на необходимость взаимодействия региональных ОНК с органами прокуратуры, которого сейчас, к сожалению, практически нет: «Поэтому особенно важно, чтобы все-таки ситуация поменялась на уровне Общественной палаты РФ, чтобы администрация президента приняла меры, когда именно независимые правозащитники вошли бы в систему общественного контроля в как можно большем количестве».
Федеральный судья в отставке Сергей Пашин тоже считает, что указание на конкретные сроки и регулярность посещений мест заключения – это совсем неплохо. Однако, с другой стороны, и сейчас прокуроры инспектируют СИЗО и колонии: «Прокурор каждый раз проверяет одни и те же учреждения, и понятно, что в целом ряде случаев образуется смычка с их начальством». По мнению Пашина, есть еще и такая проблема, что сотрудникам надзорного органа прибавится работы, больше проверок означает и большую отчетность. То есть в дело вступит пресловутая палочная система: «Если надо будет, чтобы какое-то количество правонарушений было обнаружено, то оно будет обнаружено. Поэтому основной негативный эффект – это придирки к мелочам, искусственные поводы для прокурорского реагирования в ущерб реальным проверкам». Так что начинать нужно было бы с судебного контроля над местами лишения свободы. А также, согласен Пашин, с восстановления реального общественного надзора за тюрьмами. Да и вообще, заметил он, если бы чиновники действительно хотели что-то поменять на практике, то сделали бы, например, систему свободного посещения мест лишения свободы «всеми заинтересованными и непорочными гражданами». В разных странах есть общества посетителей тюрем – и никому это особо не мешает, вот и наши «места лишения свободы должны быть открыты гораздо шире». И Пашин напомнил, что вообще-то ранее обсуждалась идея, чтобы в места заключения допускались не только члены ОНК, но и «доверенные врачи и юристы»: «Чтобы наблюдатель не просто приходил и пробовал суп, а мог привести с собой специалиста. И чтобы не просто бумаги писать, а сразу же освидетельствовать человека, который, например, жалуется на то, что его избили перед помещением в карцер».