Фото агентства городских новостей "Москва"
Законопроект о запрете гастарбайтерам привозить семьи в РФ Госдума собирается рассматривать не ранее ноября. На конец осени отложено и шесть антимигрантских инициатив, в том числе о новых гражданах. Вместо многих текстов, возможно, будет один от имени всех фракций, что не отменит противоречий, например, с Договором о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят Армения, Казахстан и Киргизия. При этом гуманитарную миграцию из любых стран СНГ де-факто позволяют российские законы и прямо разрешают межгосударственные договоры РФ.
Семь антимигрантских законопроектов различной направленности, включая ряд ограничений для новоиспеченных граждан РФ, совет Госдумы предлагает рассмотреть в ноябре.
Замечания к текстам можно будет направлять до середины октября. И такой подход обычно обозначает, что данные инициативы идут на отклонение.
Вообще-то, по разным подсчетам, в портфеле Госдумы находится около трех десятков проектов, призванных, как считают депутаты, навести порядок с въездом иностранцев в РФ, их пребыванием в стране и легализацией в том или ином статусе. В предстоящие недели число их, видимо, только вырастет. Но все-таки скорее всего лишь один среди них окажется тем, который единственный и будет принят. Судя по всему, без общефракционного законопроекта не обойтись, вопрос только в том, какие ситуации он отрегулирует.
Напомним, что в конце августа группа депутатов от ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким внесла в Госдуму поправки о запрете трудовым мигрантам приезжать в Россию вместе со своими семьями. Поскольку родственники гастарбайтеров, мол, не хотят ассимилироваться, предпочитая жизнь в анклавах, конфликтуют с коренным населением и нагружают социальную сферу – здравоохранение, образование и т.д. Вроде бы именно эту идею поддержали и прочие фракции, а также руководство Госдумы и «Единой России», включая лидера партии Дмитрия Медведева.
Очевидно, что не менее популярным среди депутатов остается и мнение о необходимости особого статуса для новых граждан РФ – бывших трудовых мигрантов. Поэтому глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина (КПРФ) обратилась с письмом к председателю Конституционного суда (КС) РФ Валерию Зорькину. В нем содержится предложение к КС рассмотреть и оценить с точки зрения соответствия Конституции «вопрос о предоставлении лицам, приобретшим гражданство РФ, мер социальной помощи (государственные пособия, выплаты, маткапитал) не ранее чем через некоторое время после приобретения ими гражданства». Например, через три года или даже пять лет. Поскольку это даже не депутатский запрос, а тем более не процессуальное обращение, то КС скорее всего ничего в Госдуму и не направит.
В целом же большинство законодательных потуг, направленных на ужесточение миграционной политики, напоминает гонку за самым громким пиаром, а не реальные шаги по наведению сколько-нибудь эффективного порядка в данной сфере. Скажем, тот же проект ЛДПР против «семейной» миграции вызывает сомнения в возможности его реализации. Хотя бы потому, что и в соглашении о создании ЕАЭС, и в других вытекающих из него договорах граждане стран – членов ЕАЭС могут свободно по ним передвигаться с семьями. А граждане других государств СНГ, имеющие безвизовый въезд в РФ, могут легко обходить не самые высокие барьеры. Мигранты из Центральной Азии и Закавказья свободно въезжают в Россию на основании своего паспорта и имеющегося билета, а вовсе не из-за статуса члена семьи гастарбайтера. И непонятно, как этим родственникам будут ограничивать въезд, если пограничники не смогут проверить цель их поездки.
Между тем в пояснительной записке к проекту ЛДПР говорится, что тот не противоречит положениям Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Как сказала «НГ» завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева, на этот счет депутаты дают неверную информацию. Ведь в ст. 97 данного договора четко сказано, что срок временного пребывания (проживания) «трудящегося государства-члена и членов семьи» определяется сроком действия трудового договора с работодателем, а члены семей освобождаются от обязанности регистрации в течение 30 суток. И она напомнила: Конституция РФ утверждает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Так что «семейный» запрет точно не может распространяться на приезжих из Армении, Казахстана и Киргизии.
Из других стран СНГ с безвизом (Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия) члены семей могут въезжать в Россию самостоятельно, в том числе вместе с детьми, оставаться легально на 90 дней в течение каждого полугода, а с 1 января 2025-го – в течение каждого года. Либо они могут купить патент и стать трудящимися мигрантами со всеми вытекающими правами на пребывание в РФ, напомнила «НГ» Докучаева. Что же касается детей, находящихся на иждивении у приезжего, который не въезжал в РФ как трудовой мигрант, а приехал с ними к работающему здесь супругу, то в соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания в РФ несовершеннолетних иностранцев «продлевается на срок действия выданного (продленного, переоформленного) патента». А ведь есть еще и многосторонние договоры в рамках СНГ, и межгосударственные соглашения РФ со странами бывшего СССР, где прямо разрешается гуманитарная миграция, то есть привоз семей и любых родственников.
«Представляется, что пока существуют страны, у которых с РФ безвизовый режим, реализовать предложение ЛДПР не представляется возможным», – считает Докучаева. То есть принять его, конечно, можно, хотя тогда «пребывание в РФ семей трудовых мигрантов если и будет несколько осложнено, но все равно вполне возможно». А это будет выглядеть уже точно в соответствии с известной поговоркой: «Прокукарекали, а там хоть не рассветай». «Не думаю, что нынешние инициативы можно оценивать положительно, поскольку в них есть серьезные противоречия с нашими международными договоренностями. При их подписании априори подразумевалось, что люди, которые приезжают в РФ, могут приехать сюда со своими родственниками», – подчеркнула она. По словам Докучаевой, депутаты вместо того, чтобы здраво оценивать ситуацию и реально решать проблемы, пытаются соревноваться в том, кто круче завернет гайки, но такой подход в корне неверный и противоречит стратегическим интересам России, которая «должна думать о том, чтобы за ее ближайшими границами жили люди, лояльные к нашей стране, а не обозленные запретами».
Как сказал «НГ» вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, по идее, «депутаты Госдумы должны иметь знания в области юриспруденции, знать Конституцию РФ и иметь представления о нормах международного права, ратифицированных РФ». А Конституция, дескать, распространяется на всех законно проживающих на территории страны. Он также заметил, что если и бороться с чрезмерным количеством приезжих, увеличением числа нелегалов и ростом преступности в этой среде, то начинать нужно с «уменьшения квот на мигрантов, обеспечения приоритетности прав своих граждан, борьбы против коррупции в миграционной сфере, увольнения тех нерадивых чиновников, из-за которых возникли имеющиеся проблемы».