0
3392
Газета Политика Печатная версия

04.09.2024 20:19:00

Минюст предлагает расселить «тюремные джамааты»

Заключенных иностранцев хотят высылать из РФ без лишней бюрократии

Тэги: минюст, тюрьма, тюремное заключение, экстремисты


минюст, тюрьма, тюремное заключение, экстремисты На коллегии Минюста министр Константин Чуйченко напомнил о главных направлениях работы ведомства. Фото с сайта www.minjust.gov.ru

Минюст рассчитывает упростить процедуру высылки за границу иностранцев, отбывающих наказание в РФ. Однако самостоятельно и быстро сделать это невозможно, необходима корректировка межгосударственных соглашений. Эксперты «НГ» напомнили, что проблема не столько в расходах на содержание приезжих. Важнее, что те, кого не выдворили, на свободе часто становятся, во-первых, нелегалами, а во-вторых, приверженцами радикальных воззрений. Например, исламистских, которые распространяются через «тюремные джамааты». Поэтому еще одна идея Минюста – запрет на концентрацию экстремистов за решеткой.

По словам министра юстиции Константина Чуйченко, сложные и многосторонние процедуры передачи осужденных в их собственные страны обуславливают низкие темпы соответствующей работы.

«Согласно действующим нормам, для передачи необходимо согласие самого лица на отбывание наказания в государстве его гражданства и согласие страны гражданства», – напомнил он на заседании коллегии.

Однако задачу «проработать международную договорную базу», заметил Чуйченко, быстро не решить. Тем не менее, поскольку сейчас это одно из ключевых направлений в сфере международной деятельности Минюста России, «нужно общаться с зарубежными коллегами, поднимать данную тему на различных мероприятиях». Между тем на той же коллегии был упомянут и ряд внутрироссийских задач, поставленных перед этим ведомством. Некоторые из них, похоже, имеют прямое отношение к проблеме большого числа заключенных иностранного происхождения. «Представляется необходимым изменение нормативно-правовой базы. В частности, следует исключать концентрацию в одном учреждении осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности экстремистской идеологии», – подчеркнул Чуйченко, комментируя недавние беспорядки в ряде колоний.

Член президентского Совета по правам человека Александр Брод напомнил «НГ», что глава Минюста уже не впервые поднимает эту тему. Скажем, в конце прошлого года Чуйченко сообщил, что в российских исправительных учреждениях наказание отбывают около 17 тыс. иностранцев. Это затраты на содержание, питание, медпомощь, переводчиков, которых надо еще и найти, проблемы с преступными рецидивами. «Да и сами иностранцы не в восторге от условий содержания и отношения к ним», – подчеркнул Брод. Но похоже, что «решение так и не продвинулось, хотя, казалось бы, ничего не мешает отладить механизм передачи осужденных по линии СНГ или БРИКС, внутри которых межгосударственные контакты осуществляются регулярно». Видимо, вопросы экономики рассматриваются там в приоритетном порядке, а осужденных «отложили на потом».

В отношении же недружественных стран наши власти, наверное, стремятся избежать дополнительных затрат и хлопот, если речь идет о рядовых иностранцах, хотя какие-то крупные фигуры могут использоваться в обменах заключенными. По мнению Брода, понятно, что раз согласования должны пройти много инстанций – Минюст, ФСИН, МИД, МВД, суды, а еще и не по одному разу, то это занимает много времени. Между тем госорганы и ведомства других стран тоже не особо хотят его тратить на эту категорию своих сограждан, особенно рядовых, чтобы взваливать на свои плечи те проблемы, от которых избавляется Россия. И все же, уверен правозащитник, нужно обсуждать данную тему с теми странами, граждане которых отзывают наказание в РФ. Вырабатывать систему быстрых согласований с учетом электронного документооборота. Важным было бы проработать механизмы решений и по линии омбудсменов.

По словам вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, «Чуйченко правильно указывает на проблемы сложившейся ситуации и необходимость поднимать вопросы на международных площадках». Другой вопрос, заметил он, это, например, направление на родину тех, кто совершил в РФ особо тяжкие преступления, и различных террористов. Тут процедура, конечно, не должна упрощаться, «эти люди должны сидеть, чтобы Россия была уверена на 100%, что они отбывают наказание». И чтобы потерпевшие были в этом уверены, а также семьи и родственники погибших от рук террористов, для чего такие должны пожизненно сидеть именно в российской тюрьме, причем «в самых неблагоприятных в рамках закона условиях».

Однако, заметил Мельников, когда в наших колониях становится все больше иностранцев, среди которых растет уровень преступности, то на них тратится все больше денег налогоплательщиков. А отдельная опасность в том, что за свое длительное пребывание в колониях, которые сейчас должным образом не очень хорошо контролируются, эти приезжие все чаще сплачиваются в этнические ОПГ, масштабируя преступную деятельность, или пополняют ряды тех же исламистских радикалов. «Проблемы этнических ОПГ, тюремных джамаатов, с одной стороны, а с другой – проблемы ресоциализации, адаптации и воспитательного процесса делают ситуацию вокруг осужденных иностранцев максимально актуальной», – уверен правозащитник. И он напомнил «НГ», что хотя многих из отсидевших свой срок из РФ выдворяют, но часть получает лишь предписание на выезд. Однако они не уезжают и становятся нелегалами со всеми вытекающими последствиями. Также легко могут вернуться в Россию даже после выдворения те, кто живет в странах ЕАЭС, хотя, конечно, и нелегально.

По мнению Мельникова, министр юстиции вроде бы и выступает со здравыми инициативами, но вот только возможностей для их реализации что-то не видно. Сейчас представителей Минюста РФ редко зовут на крупные международные площадки, на которых можно было бы поднимать вопрос и заключать соглашения. Потому что процесс «может быть только обоюдный», обе страны при взаимной экстрадиции должны полностью доверять друг другу, а пока в таких условиях возможны лишь точечные и выборочные решения.

Как подтвердила «НГ» член Адвокатской палаты Московской области Даханаго Нагоева, процедура передачи осужденных из РФ в их государства предусматривает несколько этапов, на которые может уйти несколько месяцев. Прежде всего сам иностранец должен обратиться с ходатайством в Минюст РФ, а тот – запросить у ФСИН материалы. После проверки они направляются компетентному зарубежному органу, который должен принять решение относительно исполнения на своей территории приговора российского суда в отношении данного лица. «Компетентный иностранный орган направляет свое решение (о согласии) в Минюст РФ, тот передает его ФСИН с предложением направить документы для рассмотрения в российский суд. Там могут вынести решение о согласии или несогласии на передачу иностранного лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в его государстве», – пояснила эксперт.

Минюст, получив заверенную копию решения суда, передает его в компетентный иностранный орган, чтобы там могли согласовать с ФСИН РФ время, место и порядок фактической передачи осужденного. И ранее, заметила адвокат, такая передача осужденного за границу была возможна только в том случае, если ему было назначено наказание в виде лишения свободы. Но с 2024 года в Уголовно-процессуальном кодексе появилась новелла, предусматривающая применение аналогичного механизма и к тем лицам, которым присудили наказание, не связанное с лишением свободы, или условный срок. По мнению Нагоевой, для таких категорий осужденных действительно можно было бы предусмотреть более упрощенный и быстрый способ передачи в их страны. Однако «процедура должна быть проработана на межгосударственном уровне, урегулирована нормами международного права», после чего необходимо подписание и ратификация соответствующих договоров. 


Читайте также


Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
2509
Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Иван Родин

Госдума рассматривает закон об ограничении права собственности 500 человек

0
3997
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
3572
Чуйченко обновляет приоритеты Минюста

Чуйченко обновляет приоритеты Минюста

Иван Родин

Права и свободы человека, то есть традиционные духовно-нравственные ценности, укрепят сплошной цифровизацией

0
3506

Другие новости