0
2123
Газета Политика Печатная версия

02.09.2024 20:04:00

Заключенных призовут к труду под угрозой долга госбюджету

Обновленные условия содержания за решеткой разворачивают тюремную систему к капитализму

Тэги: заключенные, тюрьма, колония


заключенные, тюрьма, колония На сортировке овощей осужденным много не заработать. Фото РИА Новости

Заключенным придется оплачивать одежду, обувь, средства личной гигиены, даже если нет денег. Из законопроекта правительства понятно, что это будут в основном те, кто не соглашается работать, а значит, не может в текущем режиме компенсировать бюджетные затраты на свое содержание. Таким осужденным теперь предлагается выдавать вещи в долг, таким образом стимулируя их к труду или к обращению за помощью к родственникам.

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект об улучшении ряда бытовых условий за решеткой. Как для всех заключенных, так и для некоторых категорий, скажем, женщин в целом или особо – для женщин с детьми. Однако плату за содержание теперь будут взимать и с тех, кто отказывается работать.

К примеру, что в исправительных учреждениях, где содержатся осужденные женщины с детьми, могут организовываться дома ребенка. Также конкретизируется понятие «специальное питание», оно будет включать лечебно-профилактическое питание, молоко и витаминные препараты, положенные осужденным за вредные условия труда. Другой пример: оговаривается, что заключенных должны обеспечивать индивидуальными средствами гигиены, в том числе зубной пастой и одноразовыми бритвами. И, конечно, одеждой и обувью «по сезону и размеру и пригодными для ношения».

В то же время, согласно законопроекту правительства, заключенные должны возмещать ФСИН затраты ведомства на стоимость своего питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены. То есть тех самых предполагаемых улучшений, о которых пока так и неизвестно, будут они в реальности или не будут. Впрочем, расходы на специальную одежду и обувь, лечебно-профилактическое питание, молоко, а также препараты, положенные занятым на вредных производствах, пока остаются за госбюджетом.

Речь идет о поправках в ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), которая предусматривает удержание денег с лицевых счетов осужденных, уклоняющихся от работы. И по нынешним правилам суммы оттуда списываются ежемесячно в пределах фактических затрат, но в законодательстве не учитывается ситуация, когда у человека на карточке ноль. Поэтому предложено установить, что «в случае недостаточности на лицевом счете осужденного денежных средств в том месяце, в котором им получено вещевое имущество, для полного возмещения стоимости одежды и обуви образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения». Так что человеку в таком капиталистическом ГУЛАГе уже ничего не достанется даром, а значит, его можно не принуждать к труду, а вынуждать. Если, конечно, содержание заключенного не берут на себя его родственники.

Как считает член президентского Совета по правам человека Александр Брод, у медали, как обычно, две стороны. Благие намерения, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, внимание к содержанию осужденных женщин, ставших матерями, и их детям – это с одной стороны. А с другой стороны, есть суровые реалии скудного бюджетного финансирования. Как сказал «НГ» правозащитник, в категорию «уклоняющийся от работ» администрация учреждения сможет записать и заключенного, страдающего заболеванием, которое не позволяет трудиться. Есть вопросы и по вещевому довольствию, по тому же лечебно-профилактическому питанию «иными равноценными продуктами». По мнению Брода, без конкретизации необходимых характеристик норма видится чересчур размытой. И на реализацию новаций должны будут обращать безусловное внимание как члены ОНК, так и региональные омбудсмены.

Адвокат Алексей Гавришев подчеркнул, что правительственная инициатива выглядит, мягко говоря, бледно. Он напомнил «НГ», что наше государство и «переживает из-за содержания людей и больших расходов на это», и «сажает «беловоротничковых» предпринимателей, которые могли обеспечивать наполняемость бюджета и рабочие места». «Теперь они еще и в кредит будут одеваться там, от чего снова пострадает экономика», – сыронизировал Гавришев. А тренд должен быть на то, чтобы привлекаемые по экономическим составам люди отвечали за нарушения рублем, не жили за госсчет в казенных домах, а те, кто совершает уже преступления против личности, реально несли соразмерное вине наказание.

Как заметил вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, заключенные, которые содержатся в местах лишения свободы, вынуждены оплачивать свое там пребывание. И не секрет, что и сейчас деньги с них берут и за питание, и за вещевое довольствие. Поэтому идея компенсировать финансовые затраты ФСИН еще и средствами тех осужденных, которые отказываются работать, с одной стороны, понятна. Однако, с другой стороны, инициатива вызывает ряд серьезных вопросов. «Мне кажется, что правительство сконцентрировалось далеко не на самом важном. Но если уже вносить такие изменения в закон, то попутно нужно было бы убрать другие давно назревшие проблемы», – пояснил он «НГ». Например, большинство заключенных получает зарплату, равную МРОТ, и когда оттуда удерживают за проживание, еду и вещи, то остается мизер – 5–7 тыс. руб. «А что делать тем, у кого на иждивении дети или пожилые родители?» – напомнил Мельников. Также из тюрем часто жалуются, что, вопреки нормам Трудового кодекса, некоторые работают на тяжелом производстве по 10–12 часов шесть дней в неделю, но в итоге после всех вычетов также получают лишь несколько тысяч рублей. Поэтому-то правозащитника и не удивляет, что осужденные от такого труда отказываются.

Что же касается выдачи вещей, то он отметил, что на практике они могут быть весьма низкого качества, также некоторым так и не дают их размеров. А часть заключенных вообще получает, похоже, в том числе одежду и обувь в состоянии б/у. «Получается, что скорее всего их уже кто-то ранее оплатил, но в соответствии и с действующей редакцией УИК, и тем более – новыми изменениями человек должен за все это опять отдавать деньги», – возмутился Мельников. И в связи с этим напомнил: в абсолютном большинстве производственных компаний на воле новенькая и качественная униформа предоставляется работодателями бесплатно. Питание за решеткой – это очередная тревожная тема. Конечно, оно в каждой колонии разное, но это также не секрет, что не самое хорошее и не бесплатное. Между тем, по словам Мельникова, на это все из бюджета страны выделяются немалые деньги, однако заключенные все равно дополнительно платят буквально за все. Причем почти все из них, включая пенсионеров. На свободе у многих имеются разнообразные льготы, а в зонах ничего подобного нет.

«По факту получается, что хотя в нашей стране рабский труд официально и запрещен, однако многие за решеткой работают в каких условиях? Конечно, в тех, которые очень напоминают рабские! Да, это есть не только у нас, в тех же США люди в тюрьмах трудятся откровенно в рабских условиях. Но надеюсь, что на них у нас равняться не захотят», – заявил «НГ» Мельников. Он еще раз подчеркнул, что было бы правильно, раз уже УИК корректируется, проработать и многие другие вопросы. 


Читайте также


Верховный суд поддержал гуманность Генпрокуратуры к заключенному

Верховный суд поддержал гуманность Генпрокуратуры к заключенному

Екатерина Трифонова

Путаница с зачетом дней меры пресечения в срок отсидки продолжится из-за неясных законов

0
1719
Минюст обещает сокращать посадки

Минюст обещает сокращать посадки

Екатерина Трифонова

Концепция уголовно-правовой политики опять не гарантирует гуманизации

0
2152
Правозащитники напомнили об обвиняемых инвалидах

Правозащитники напомнили об обвиняемых инвалидах

Екатерина Трифонова

В СИЗО глухие граждане ничего не слышат, из «аквариумов» в судах еще и плохо видят

0
2244
Минюст предлагает расселить «тюремные джамааты»

Минюст предлагает расселить «тюремные джамааты»

Екатерина Трифонова

Заключенных иностранцев хотят высылать из РФ без лишней бюрократии

0
2799

Другие новости