0
3281
Газета Политика Печатная версия

19.08.2024 21:08:00

Госдума в ближайшее время займется прессингом мигрантов

Количество семейных гастарбайтеров увеличивается из года в год, но политика по их адаптации остается тактически противоречивой

Тэги: госдума, рестрикции, миграционная сфера, гастарбайтеры, трудовые мигранты, запрет на переселение семьями, социокультурная адаптация

Online-версия

госдума, рестрикции, миграционная сфера, гастарбайтеры, трудовые мигранты, запрет на переселение семьями, социокультурная адаптация По мнению некоторых экспертов, срок контракта для гастарбайтера должен быть ограничен, и после его окончания человек уедет домой. Фото PhotoXPress.ru

В Госдуме пообещали, что август и сентябрь будут посвящены выработке рестриктивных мер, связанных с наведением порядка в миграционной сфере. И многие фракции уже изобилуют ограничительными мерами в отношении приезжих. В понедельник фракция ЛДПР внесла на рассмотрение нижней палаты законопроект о запрете трудовым мигрантам переселяться в Россию семьями. Приехавшие родственники, по словам депутатов, не хотят ассимилироваться и предпочитают жить компактными анклавами, конфликтуя с местными жителями.

В ЛДПР предлагают ввести запрет на въезд гастарбайтеров с их женами и детьми, подчеркивая, что «ежегодно тысячи мигрантов вместе с семьями беспрепятственно приезжают в Россию на заработки». Авторы настаивают, что трудовая миграция не должна пересекаться с миграцией гуманитарной, когда вместе с работником приезжают еще и несколько иждивенцев, которые нагружают социальную сферу – здравоохранение, образование и т.д. Исключение при этом предлагается сделать для высококвалифицированных специалистов.

Помимо этого, либерал-демократы продвигают и другую инициативу, связанную с привлечением некоммерческих организаций к профилактике нарушений миграционного законодательства и выявлению нелегалов. Как уточняется в пояснительной записке, речь идет об НКО, «ориентированных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию приезжих и получающих на это господдержку». Однако, по словам экспертов «НГ», несмотря на то что ГД уже переполнена антимигрантскими проектами, многие из которых напоминают лишь «очередную попытку поставить еще одну деревянную подпорку к дому, требующему капитального ремонта», миграционная политика РФ остается стратегически невнятной и тактически противоречивой.

Как отметил в разговоре с «НГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод, на темы миграции не рассуждает ныне только ленивый. Но как правило, это жесткая запретительно-репрессивная риторика, не учитывающая потребности рынка труда, рассчитанная на пиар за счет горячей темы. Те же, кто «без пены на губах оценивают наболевшую проблему, отдают себе отчет в том, что необходимы четкий отбор рабочей силы, подготовка мигрантов, строгий учет и контроль».

Социокультурная адаптация приезжих – тема далеко не однозначная. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), которое и призвано отвечать за данное направление, в свое время так сформулировало свой взгляд на эту проблему: «Социальная и культурная адаптация иностранных граждан и их интеграция в российское общество – усвоение основ русского языка, истории России, российского законодательства, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории РФ в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами РФ». Звучит, конечно, красиво и весомо, но каждое слово требует своего детального наполнения, своей тщательной трактовки, своих критериев оценки, заметил Брод.

Вот и инициатива группы депутатов Госдумы вроде бы и правильная, но очень далекая от практики, поскольку не снабжена ни понятийным аппаратом, ни критериями оценки. Насколько глубоко необходимо мигранту погружаться в бездны языка, культуры, права, если учесть, что знания самих россиян в этой области существенно хромают? Относительно подключения профильных социально ориентированных НКО к этой работе эксперт недоумевает, кто и как будет решать, каким общественникам давать «зеленый свет». А если организация много лет успешно проявляла себя в сфере работы с мигрантами, но объявлена иноагентом или фактически не имеет финансовых ресурсов?

«Знаем мы и о боязни чиновников иметь дело с инициативными гражданскими активистами, которые работать умеют, но обязательно найдут проблему и раструбят о ней. Для многих тише и спокойнее иметь дело с лоялистами, проще даже под программу НКО наштамповать да грантами снабдить. И для отчетов хорошо, и финансы освоены будут правильно, – иронизирует правозащитник. – Поэтому предлагаемая инициатива депутатов представляется мне красивым чемоданом, но без ручки».

Также Брод предупредил об опасности скатывания в радикализм. Когда рьяные общественники начнут создавать дружины по борьбе с нелегалами. Такие прецеденты были в начале 2000-х, сейчас возможна вторая волна. Эти действия могут вылиться в акции насилия дискриминации, привести к ответному насилию.

Что же касается запрета семейной миграции, то Александр Брод напомнил, что в тех же Объединенных Арабских Эмиратах несколько другой подход. Там смотрят прежде всего на доход трудового мигранта. Способен ли он обеспечить семью. Устанавливаются определенные пороги дохода. Естественно, высококвалифицированный специалист с хорошим доходом вписывается в эти рамки. Для властей ОАЭ важно укрепление стабильности семей иностранных работников, а также привлечение высококвалифицированных кадров при сохранении здорового баланса между профессиональной и личной жизнью. Однако эти категории нашими законодателями не учитываются. «В любом случае инициатива ЛДПР нуждается в экспертном обсуждении», – подчеркнул собеседник «НГ».

Еще год назад в комментарии «НГ» доцент РАНХиГС, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил Бурда (см. «НГ» от 06.06.23) настаивал, что в основной своей массе трудовая миграционная политика и не должна была предусматривать возможности перевозки с собой членов семьи. И что гастарбайтеров необходимо привлекать исключительно адресно – к конкретному работодателю и на конкретный срок, причем с обязательным возвратом домой по истечении контракта: «Никаких членов семьи привозить с собой иностранный гражданин не должен, если он меняет работодателя – тогда выезд из страны и оформление документов по новой».

При этом Михаил Бурда раскритиковал вторую инициативу ЛДПР о привлечении некоммерческого сектора к борьбе с «нелегальщиной». «Как НКО будут это делать? Раздавать памятки и проводить встречи с мигрантами о том, что нельзя нарушать законодательство? Это и так то, чем они ежегодно отчитываются за гранты, но «мигранты как нарушали и плевали на российские законы, так и продолжают», – заметил Бурда. «Если речь идет об НКО – диаспор, или правозащитных, то их вообще к миграции нельзя подпускать, это часть миграционного лобби», – уверен собеседник «НГ».

Кстати, самому ему «представляется интересной практика мобилизации гражданской активности по выявлению нелегальных мигрантов и мест их проживания». Как в Швеции, где готовятся принять закон, обязывающий работников госсектора, от врачей до учителей, сообщать в полицию обо всех случаях обращения к ним нелегальных мигрантов. На сегодняшний день, отмечает Бурда, мы видим, что практически все резонансные дела и проверки, касающиеся противодействия нелегальной миграции, противоправной деятельности мигрантов, были инициированы Следственным комитетом именно благодаря гражданской активности отдельных людей и общественных организаций. Поэтому он считает, что шведский опыт выявления и обязательного сообщения о нелегальных мигрантах надо масштабировать.

«Гражданам выплачивать премии, а работников отдельных сфер обязать сообщать о потенциальных нелегалах для проведения соответствующих проверок», – говорит эксперт. Также можно говорить о визовом режиме, о системе организованного набора временных трудовых мигрантов, ограничения их привлечения к отдельным отраслям.

Как отметила в беседе с «НГ» историк-востоковед Анастасия Цеденбал, большинство инициатив выглядит как предвыборный и партийный пиар, для которого юридическая проработка не так и важна. Сама она полагает, что в ближайшие годы объем нелегальной миграции будет снижаться и власти все-таки введут контроль за потоком, потому что это нужно прежде всего им самим. «В данном случае усиление контроля будет характеризовать силу власти и ее стабильность на перспективу», – подчеркивает Анастасия Цеденбал.

Однако вопрос с интеграцией и адаптацией вновь приехавших в российское общество так и остается открытым, и он уже не зависит от того, какая миграция – легальная или нет. Сама эксперт согласна, что гастарбайтерам нельзя разрешать «перевозить сюда своих родственников и семьи»: «В других странах, которые активно и эффективно используют труд мигрантов, например в тех же Эмиратах, нет такой практики. Срок контракта ограничен, и после окончания человек уезжает домой».

А вот привлечение общественности к слежке за мигрантами-нарушителями приведет лишь к тому, что гастарбайтеры начнут еще более интенсивно объединяться в различные анклавы и в жилье, и в работе. «Вопрос преступности среди мигрантов надо решать через ужесточение сроков пребывания в стране, они должны быть ограничены сроком контракта, скажем на один год. И далее, если у человека нет негативной истории в плане нарушения закона, то контракт ему могут продлить еще, скажем, на год», – подчеркнула Цеденбал.

Президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров заметил, что на сегодняшний день государство имеет все необходимые рычаги и структуры для контроля за миграцией. Главное, считает Федоров: «...должна быть выстроена система, в которой российская экономика не будет нуждаться в услугах иностранной рабочей силы, а за использование труда нелегалов работодатели и покрывающие это чиновники будут нести персональную ответственность. Признаков решения этого вопроса на государственном уровне на сегодняшний день я, увы, не вижу».

Проблема, по словам Федорова, обозначена, причем на самом высоком уровне. Но никто не спешит ни выдворять из России миллионы нелегалов, ни проводить массовый аудит уже выданных патентов на работу, разрешений на въезд и паспортов. «За громкими словами отдельных руководителей мы не видим системной работы в этом направлении», – подытожил собеседник «НГ».


Читайте также


Комиссия Госдумы направила в ВС суд и правительство РФ итоговую редакцию проектов законов по пресечению нелегальной миграции

Комиссия Госдумы направила в ВС суд и правительство РФ итоговую редакцию проектов законов по пресечению нелегальной миграции

0
303
В Госдуму пришла предпоследняя осень восьмого созыва

В Госдуму пришла предпоследняя осень восьмого созыва

Иван Родин

Депутаты превратят в законы все указания сверху и некоторые наказы снизу

0
1194
Памфилова проводит экстраординарные выборы...

Памфилова проводит экстраординарные выборы...

Иван Родин

Путин сокращает общение с губернаторами, Госдума берется за семьи мигрантов

0
1876
Государственная Дума в ожидании высокой парламентской делегации из Вьетнама

Государственная Дума в ожидании высокой парламентской делегации из Вьетнама

Иван Мельников

0
1235

Другие новости