0
3699
Газета Политика Печатная версия

07.08.2024 20:23:00

Верховный суд – за денежное удовлетворение

Материальная компенсация за моральный вред положена по закону

Тэги: вс, незаконные действия горганов, гражданин, моральный вред, материальная компенсация, экспертные мнения


вс, незаконные действия горганов, гражданин, моральный вред, материальная компенсация, экспертные мнения Высшая судебная инстанция вынуждена пропагандировать прописанные в законе истины. Фото Reuters

Верховный суд (ВС) РФ напомнил нижестоящим инстанциям, что сам факт признания незаконных действий госорганов по отношению к гражданину – это основание для компенсации морального вреда. Данную норму закона ВС подтверждал не раз, но многие судьи до сих пор уверены, что решение в пользу заявителя и есть восстановление нарушенных прав даже без денежных выплат. ВС указал, что удовлетворение должно быть материальным.

В конкретном деле, которое в итоге дошло до ВС, заявитель жаловался, что следователь незаконно отказал ему в переписке с другим подозреваемым, также находящемся в СИЗО. Суд первой инстанции согласился, что действия должностного лица неправомерны. Ведь так и не было доказано, что подобная переписка могла бы препятствовать расследованию какого-либо уголовного дела.

Однако во взыскании именно денежной компенсации за моральный вред гражданину было отказано. Якобы из-за «отсутствия совокупности юридически значимых обстоятельств, необходимых для возникновения гражданско-правовой ответственности». Проще говоря, суд посчитал, что сам факт признания действий правоохранителей незаконными уже считается «достаточным и полноценным способом восстановления прав истца». С таким выводом согласились и апелляционная, и кассационная инстанции.

Но Судебная коллегия по гражданским делам ВС посчитала, что раз право на переписку относится к неимущественным правам, то их нарушение априори влечет право на компенсацию морального вреда, причиненного нравственными страданиями. ВС сделал и такое важное разъяснение: «При наличии вступившего в силу судебного акта, установившего незаконность действий следователя, нельзя сделать вывод о недоказанности нарушения неимущественных прав истца». Исходя именно из этого принципа, заметил ВС, суду первой инстанции в данном процессе оставалось лишь определить конкретный размер денежной компенсации, так как «остальное уже было установлено».

Как сказал «НГ» учредитель московской коллегии адвокатов «Постанюк и партнеры» адвокат Владимир Постанюк, это решение ВС касается любого, кто подпадал под незаконные действия. При этом о данной проблеме уже не раз говорили и даже писали. Так, постановлением пленума ВС в 2022 году было объяснено, что признание судом факта незаконных действий (бездействия) должностных лиц госорганов, органов дознания, предварительного следствия в отношении гражданина «уже свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав». Что, в свою очередь, «является основанием для компенсации морального вреда». Однако эти позиции, подчеркнул Постанюк, вовсе не единственное основание для решений о взыскании морального вреда: «Позволю себе обратить внимание на закон прямого действия – нашу Конституцию». Но все дело в том, что в судебной практике, к сожалению, сам факт нарушения права не стал безусловным основанием для реагирования, а именно – взыскания морального вреда. Второй же не менее значимый вопрос – это размер компенсации. Человек, который незаконно был подвергнут аресту, в лучшем случае получает 1–2 млн руб., но обычно – десятки, максимум, сотни тысяч. Тут суд, по сути, выступает как чиновник. «И это я еще не говорю о таких чудовищных нарушениях, как незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное избрание меры пресечения. Хамство же со стороны оперативного сотрудника, например, в 99 случаев из 100 не будет оценено вообще», – пояснил Постанюк. По его мнению, «в первую очередь именно суд должен поднять в небеса планку ценности прав человека, а затем – спрашивать с каждого, кто попытается эту планку опустить».

По словам ведущего юриста компании «Легис Веритас» Дианы Суворовой, институт компенсации за незаконное преследование можно охарактеризовать как «существующий формально, но с рядом значительных пробелов». Основные из них – это отказы в выплатах по формальным и часто надуманным предлогам, мизерные суммы компенсаций и отсутствие системной эффективности. «Гражданам отказывают, например, из-за неточностей в юридической технике или недостаточной обоснованности заявлений. Суммы, как правило, невысокие, что связано с попытками сэкономить бюджетные средства», – напомнила эксперт. В последнее время, в том числе благодаря решениям ВС, наблюдаются определенные сдвиги в сторону повышения компенсационных выплат и улучшение процедур их назначения, но это лишь точечно. Для изменения ситуации в целом необходимы дополнительные меры в судебной системе и законодательные корректировки. Требуется серьезная профилактика и практики самих незаконных преследований. И стремиться следует к созданию более справедливой и эффективной системы защиты прав граждан, что в итоге поднимет уровень доверия к правосудию и правоохранительным органам.

Адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Наталья Костина подчеркнула, что институт компенсации за незаконное преследование еще и по-разному работает в различных субъектах РФ. Есть регионы, где судьи выносят акты о возмещении ущерба за одно заседание, есть и такие, где компенсаций от судов можно добиваться годами. Однако в целом, по ее мнению, это институт все-таки работающий. Скажем, до постановления пленума ВС 2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» проблемой было определить их размер и соответствующее обоснование. В настоящее время, по данным Костиной, суммы все же подросли. Но суды как органы, финансируемые из бюджета, пытаются государственные деньги сохранить, а потому несправедливые отказы в выплатах так и не изжиты. Она поделилась реальным случаем: следствие после подачи заявления о взыскании ущерба за незаконное преследование отменило постановление о прекращении уголовного дела, фактически продолжив незаконные действия, но «суд отказывал в возмещении ущерба». Определение ВС, полагает Костина, «будет способствовать принятию более взвешенных решений правоохранителями во избежание ответственности, в том числе и финансовой». Что же касается незаконных уголовных преследований, то это, по ее словам, комплексная проблема хотя бы потому, что есть и борьба органов за высокие показатели своей эффективности. «Для минимизации таких преследований необходима высокая квалификация правоохранителей, расследующих преступления, высокая квалификация и должный надзор со стороны прокуратуры, активность сотрудников Минфина РФ и расширение практики взыскания в порядке регресса с причинителей вреда тех денежных средств, которые были выплачены за незаконные действия», – подытожила она. 


Читайте также


В России появилось собственное производство ветролопастей

В России появилось собственное производство ветролопастей

Кирилл Астахов

Отечественные возобновляемые технологии и оборудование уходят на экспорт

0
744
Нотариусы не откажут наследникам участников СВО

Нотариусы не откажут наследникам участников СВО

Иван Родин

Правовые нормы спецоперации распространяются в мирной жизни

0
1574
В Вильнюсе будут печатать альтернативные белорусские паспорта

В Вильнюсе будут печатать альтернативные белорусские паспорта

Дмитрий Тараторин

Офис Тихановской обещает их скорую выдачу своим сторонникам

0
4747
Писториус заполнил в Киеве паузу между двумя американскими президентами

Писториус заполнил в Киеве паузу между двумя американскими президентами

Наталья Приходко

Министр обороны Германии обсудил с украинским коллегой обстановку на фронте

0
4425

Другие новости