В составе Радиочастотной службы Роскомнадзора есть Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Фото РИА Новости
Комитет Госдумы по информполитике подготовил правовую основу для возможных решений о блокировке отдельных интернет-ресурсов или доступа к Сети с территории РФ. Поправки вынесены на заседание 30 июля. Будущий закон вводит право генпрокурора или его заместителей дать указание Роскомнадзору о режиме «управления сетью связи общего пользования». Основание – это «массовое или неоднократное» распространение противоправной информации, перечень которой давно определен. Выносимые на утверждение положения вступят в силу безотлагательно. Поэтому в связи с утратой острой актуальности на будущее откладывается применение иных норм о конкретных разбирательствах уже с блогерами, соцсетями, мессенджерами и, конечно, всевозможными врагами России.
Многочисленные поправки против враждебного стране интернета, отдельных сетевых платформ или ресурсов появились в Госдуме хотя и внезапно, но, конечно, совсем не неожиданно. Замедление, например, YouTube в последние дни и одновременные заявления публичных лиц о возможной деградации этого видеохостинга до полной блокировки сразу заставили искать предполагаемые законодательные матрицы для соответствующих решений.
Обнаружить таковые в думском портфеле было несложно, оставалось лишь дождаться, чем эти матрицы предполагается наполнить. 29 июля комитет ГД по информполитике как раз проводил заседание по двум давним проектам – о запрете демонстрации так называемых трэш-стримов и обязательной продаже сим-карт иностранцам только по биометрическим данным. Оба документа имели в своих названиях отсылки к изменению «отдельных законодательных актов». Так что «паровозики» уже стояли под парами – в ожидании заседания Госдумы 30 июля. Но «вагончики», которые к ним прицепили, оказались все-таки немного не совсем теми, которые ожидались.
Например, в действующем законе о связи появится отдельная статья 65.2 об управлении сетями связи на основании требования Генпрокуратуры РФ. Глава этого ведомства или его заместители получают право указать Роскомнадзору на необходимость взять под контроль информационно-коммуникационную сферу страны. Основания для этого изложены самыми общими словами: «В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» массового или неоднократного распространения информации, предусмотренной ч. 1 ст. 153 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом нормативном акте все более конкретно – тут и призывы к массовым выступлениям, то есть беспорядкам, и экстремистские призывы, и материалы запрещенных или нежелательных организаций, и многое другое.
Генпрокурор или уполномоченное им лицо в выдвинутом требовании должен указать, какой ресурс (ресурсы) надо брать в руки, на какое время и на какой территории. Среди последнего есть и такой вариант, как вся Россия. Еще можно прописать «иные особенности управления сетью связи общего пользования», а также предусмотреть методы использования пресловутых «технических средств противодействия угрозам». Это приборы, которые обязаны устанавливать в нужных местах все российские операторы связи или интернета, именно с помощью данных устройств и происходят сейчас физические блокировки сайтов или аккаунтов в соцсетях. Роскомнадзор через эти технические средства может также давать соответствующие команды всей IT-сфере.
Комитет Госдумы по информполитике обсудил ключевые инициативы на расширенном заседании. Фото из Telegram-канала Александра Хинштейна |
В изменяемом до неузнаваемости законопроекте о запрете треш-стримов есть и еще кое-какие интересные новации – к примеру, о новом порядке получения лицензий на деятельности в сфере связи. Там ключевой пункт – это непременная обязанность ставить на ключевые узлы те самые средства против угроз. Но не менее любопытным выглядит и второй документ, в котором, конечно, осталось требование для иностранцев покупать сим-карты только при условии сдачи своей биометрии. Абоненту – физическому лицу, то есть не только отдельному гражданину, но индивидуальному предпринимателю, теперь продадут не более 20 сим-карт в одни руки только по паспорту. А еще вводится система мониторинга того, как продавцы номеров исполняют вводимые законодательные положения.
Но главное дополнение второго проекта – это деанонимизация любых ресурсов, включая Telegram-каналы, у которых более 10 тыс. пользователей. Под них Роскомнадзор заведет отдельный реестр и станет контролировать, не распространяется ли информация от фигурантов данного списка с теми пользователями, которые в нем не значатся. Кстати, десятитысячникам, судя по всему, будет вменено способствовать этому контролю, то есть самостоятельно не допускать самодеятельного использования их информации всеми подряд. Как это можно реально администрировать, из поправок непонятно, но, наверное, это и неважно. Потому что в таких условиях большая часть популярных ресурсов из соцсетей и мессенджеров, судя по всему, просто уйдет.
И власти это, похоже, понимают: возможность блокировки интернета полностью или частично вступит в силу, видимо, уже в августе, а вот конкретные нормы по всяким блогерам – потом. Начиная с января 2025 года и заканчивая даже годом 2026-м. И прочие конкретные разбирательства, которые Госдума хотела устроить всевозможным противоправным информационным ресурсам, скажем, запрет рекламы, тоже отложены на будущее. Это понятно, ведь остроактуальное звучание они теперь несколько теряют.