Секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу на новой должности не носит мундира. Фото с сайта www.kremlin.ru
Вышла серия кадровых указов президента по госструктурам и ведомствам, находящимся в его подчинении. Утверждены на постах шестеро действующих замов секретаря Совбеза РФ. Они продолжат работать с Сергеем Шойгу, сменившим в мае Николая Патрушева. В Минобороны остается несколько замов прежнего министра. Тот взял с собой на новую службу лишь несколько человек. Владимир Путин назначил двоих из них помощниками Шойгу, на этом оперативно завершив большую внутривластную рокировку. Прекратить обычно длительное пересаживание чиновников с места на место, похоже, мог только президент. Византийщина в виде традиции многоходовой аппаратной возни, видимо, отменена им как минимум на время СВО.
Первый заместитель секретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев переутвержден на своей должности указом президента № 616. Вместе с ним занимаемые ранее посты сохранили и прочие заместители, работавшие при Патрушеве. Это Александр Венедиктов, Александр Гребенкин, Юрий Коков, Олег Храмов и Алексей Шевцов. Тем же указом на месте помощника оставлен и бывший сотрудник прежнего секретаря Совбеза Дмитрий Грибков.
В вышедших также 22 июля президентских указах за номерами 617 и 618 произведены и другие назначения в аппарате Совбеза. Помощниками секретаря стали Александр Бураченок и Павел Коновальчик. Из их биографий можно узнать, что первый служил в Минобороны помощником министра, а второй вроде возглавлял в данном ведомстве департамент киберопераций. Если говорить по-простому, то Бураченок – видимо, адъютант Шойгу, а Коновальчик – его медийщик. Напомним, что еще один представитель команды нынешнего секретаря Совбеза – бывший начальник Военной академии Минобороны Григорий Молчанов утвержден в замах 11 июня. В целом получается так, что новый глава такой важной госструктуры, как Совбез, не стал предаваться обычному делу – кадровым заменам в руководящей верхушке, то есть в собственном ближайшем окружении.
Подобное традиционно происходит в любом, даже не самом значительном правительственном учреждении: как только меняется начальник, так тут же начинаются назначения переводом с прежнего места службы и прочие аппаратные игры. Однако, как видим, «великая кадровая рокировка», которую Путин провел в середине мая и последствия которой, как казалось, растянутся на неопределенно длительное время, завершилась, по сути дела, досрочно уже к концу июля.
Напомним, что после отставки с поста главы Минобороны Шойгу стал секретарем Совбеза, а Патрушев ушел в помощники президента РФ по кораблестроению. И это только поначалу выглядело как некое не более чем почетное назначение. Потому что 12 июня Путин своим указом уточнил структуру администрации президента – и в ее составе появилось отдельное управление по вопросам национальной морской политики. Во главе него был поставлен экс-замсекретаря Совбеза Сергей Вахруков. И сложилось такое впечатление, что команда Патрушева будет постепенно перетекать в связанные с ним структуры. Точно такой же выглядела на первый взгляд и ситуация в аппарате Совбеза – дескать, процесс его кадрового переформатирования пошел. Однако результат первой пары месяцев после рокировки оказался не таким, как обычно.
«НГ» удалось через источник, связанный с аппаратом Совбеза, спросить о том, как в нем самом относятся к свежему президентскому указу. Ответ поступил примерно следующий: мол, люди Шойгу находятся «в поле», то есть, иными словами, занимаются такими делами, из которых их выводить сейчас было бы решением не самым эффективным. И действительно, если посмотреть на нынешнее руководство Минобороны, то вокруг министра Андрея Белоусова до сих пор остается немало старослужащих заместителей. Конечно, кроме тех, к кому возникли претензии со стороны правоохранительных органов. Тем не менее принцип выстраивания работы госструктур, ключевых в условиях СВО, похоже, применяется один и тот же.
Возможно, наверное, что оставление в Совбезе на серьезных постах команды Патрушева связано с тем, что нынешний секретарь рассматривает эту должность сугубо временной, а потому спокойно относится к кадровой ситуации в зоне своей ответственности. Но больше, конечно, это похоже на политическое решение, которые у нас принимаются только на самом верху. Условно говоря, если для Путина СВО, которую он, очевидно, рассматривает как часть более глобального процесса, является абсолютным приоритетом, то он мог и приказать прекратить перестановку стульев. Или по крайней мере распорядиться отложить кадровый транзит до лучших времен. Иным способом остановить обычную для госаппарата византийщину вряд ли было возможно. Этот приказ президента как раз и читается между строк указов от 22 июня.
При этом стоит заметить, что такой способ чтения подобных документов вообще дает немало материала для анализа. Например, принято решение обновить губернаторскую часть Госсовета, куда были включены нынешние врио вместо отставников. Поэтому и будущий глава Республики Алтай Андрей Турчак стал членом Госсовета, но не получил под свою руку ни одной его комиссии. Между тем самарский и тульский врио соответствующие поручения от президента имеют. Ранее, напомним, утверждалось, что Турчак уехал в далекий от Москвы регион, чтобы курировать серьезные инфраструктурные и туристические проекты. Однако профильные направления в Госсовете возглавили руководители других регионов. Так что, как представляется, разговоры об опале бывшего начальника «Единой России» не совсем уж и беспочвенны.
Что же касается частичной перегруппировки в важнейших госорганах, то эксперты предложили пока все-таки не делать из этого далеко идущих выводов. Например, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что на самом деле есть и такая традиция, что когда где-то меняется начальство, то подчиненные временно остаются без прежнего руководителя. «Процесс замены происходит в течение полугода или года, причем та может произойти и «табором», и отдельными кандидатурами», – отметил он. И понятно, для чего: «Чтобы не парализовать работу тех или иных структур. И эта традиция к Византии не имеет никакого отношения, это вообще нормально, когда новый руководитель приводит свою команду», – подчеркнул Мухин. И нынешняя ситуация с Совбезом и Минобороны, по его словам, исключением не станет. «Так что Шойгу и Белоусов заменят прежние команды на своих людей, хотя есть вероятность, что могут оставить отдельных людей. Например, ранее так поступил и сам Шойгу, когда возглавил министерство», – заметил эксперт. Но в целом во время СВО есть три ключевые структуры: Минобороны, Генштаб и Совбез. Причем Совбез – это своего рода ставка Верховного главнокомандующего, а значит, тех, кто в ней состоит, меняют только в связи с их эффективностью, а не принадлежностью к командам.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов заметил «НГ»: «На самом деле нет такой византийской традиции. Потому что скорее правило, чем исключение ситуации, когда в качестве противовеса назначаются представители разных команд». При этом он подчеркнул, что вероятность того, что новые назначенцы, пока они будут осваиваться, могут парализовать и Минобороны, и Совбез, учитывалась. «Понимание такого риска не могло не возникнуть в момент решений о перестановках», – полагает Виноградов. Так что прежние замы под новым руководителем – это страховка от такого риска, некая подушка безопасности. Но вовсе не обязательно, что только это: «В известной степени тут виден знак, что майские назначения скорее стали источником для сохранения высокого статуса, чем для оперативного управленческого влияния. Для управления остались прежние фигуры».