С начала СВО тактические символы армейских группировок стали визуальной пропагандой. Фото Reuters
Группа депутатов Госдумы и сенаторов предложила дополнить ст. 167 Уголовного кодекса (УК) «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» новым отягчающим обстоятельством. Для этого взята универсальная гибкая формулировка – «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Расширение перечня экстремистских преступлений должно защитить от покушений собственность патриотов. То есть гражданам и организациям, которые поддерживают СВО хотя бы z-символикой, обещана своего рода охранная грамота.
Тот факт, что под законопроектом о корректировке УК стоят подписи депутатов Госдумы из четырех фракций (кроме «Новых людей») и еще нескольких сенаторов, однозначно говорит о хороших перспективах данной поправки. Тем более что никаких новаций парламентариям выдумывать и не приходится, в этом кодексе все нужное уже имеется.
Например, п. «е» ст. 63 УК, говорящий об обстоятельствах, которые отягчают наказание. Именно там содержится определение экстремизма – максимально гибкое, но на самом деле, по сути, единственное более или менее правовое. Это «совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». А в самой ст. 167 УК есть вторая часть, где перечислены факторы, отягчающие имущественное покушение, – хулиганские побуждения, поджог, взрыв и др. Теперь здесь же будут и экстремистские побуждения, за которые можно будет давать не «двушечку», а до пяти лет лишения свободы.
Авторы законопроекта, конечно, сказали о переходе, таким образом, преступлений, расследуемых по ст. 167 УК, в категорию средней тяжести. Однако в пояснительной записке есть и более интересные уточнения. К примеру, о том, что «в ряде субъектов РФ получили распространение случаи уничтожения или повреждения имущества граждан и организаций, поддержавших проведение СВО и разместивших на принадлежащих им зданиях, сооружениях, автомобилях визуальную информацию в поддержку решения о проведении этой операции». То есть речь идет о так называемой z-символике. В пояснительной записке есть и ссылка на статистику МВД о более чем 60 случаях поджогов зданий военкоматов и иных госучреждений, правда там не сказано, какой временной период имеется в виду.
По мнению парламентариев, «в современных условиях» преступления по экстремистскому мотиву как минимум не менее опасны, чем из хулиганских побуждений. Короче говоря, данная законодательная инициатива не выбивается из нынешнего тренда на борьбу с внутренними врагами страны, льющими воду на мельницу ее внешних противников. Однако тогда не очень понятно, по какой причине правительство РФ не давало официальный отзыв с июля 2023 года по апрель 2024-го, а авторы проекта потом еще три месяца тянули с его внесением.
И тем более это непонятно потому, что замечаний от кабинета министров по законопроекту нет даже стилистических. Кстати, Верховный суд РФ одобрил это предложение депутатов и сенаторов еще в августе 2023 года. Вряд ли пауза в девять месяцев связана с намеком на срок беременности, скорее всего правительство было озабочено тем, чтобы не выросла резко нагрузка на суды. И потому, наверное, решило подождать, пока и z-атрибутика немного потеряет в популярности, и негативная реакция на нее среди несознательных членов общества станет несколько менее острой.