0
4375
Газета Политика Печатная версия

18.07.2024 21:03:00

Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Традиционные российские духовно-нравственные и семейные ценности нормативно не определены

Тэги: закон, блпаготворительная деятельность, волонтерство, законотворчество, госпропаганда


закон, блпаготворительная деятельность, волонтерство, законотворчество, госпропаганда Государство созывает граждан на празднование Дня семьи, любви и верности. Фото РИА Новости

Небольшая поправка к закону о благотворительной деятельности и волонтерстве, которую подготовили в Госдуме, показала серьезный правовой пробел. В самый разгар Года семьи выяснилось, что традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая, конечно, и семейные, до сих пор так и не найдено нормативного определения. Об этом депутатам официально сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко, тем самым, похоже, как бы намекнув, что не надо смешивать законотворчество с пропагандой. Но именно так и происходит, когда появляются, например, инициативы о том, чтобы наказывать за дискредитацию тех или иных ценностей. То есть их понимание обществу стараются скорее навязывать, чем предлагать. Между тем юридически не существующие реалии из той же духовно-нравственной сферы уже кладут в основу как минимум различных охранительских решений, а то и уголовных дел.

Госдума 23 июля планирует утвердить во втором чтении поправку к действующему закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Суть ее в расширении формулировки одного из направлений гражданской активности – «содействия в сохранении, укреплении и продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе ценности крепкой семьи, брака как союза мужчины и женщины и многодетности».

Сейчас этот пункт закона сформулирован предельно лаконично, речь идет лишь о содействии «укреплению престижа и роли семьи в обществе». При этом последствия предлагаемой корректировки вполне себе меркантильные. Как указывают депутаты в пояснительной записке, имея в виду гражданских активистов, «законопроект даст им право на дополнительные меры поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти, предусмотренные действующим законодательством». Понятно, что эти меры зависят от величины бюджета субъекта РФ, однако есть и грантовые программы, которыми занимаются, скажем, администрация президента РФ или федеральная Общественная палата.

Кстати, финансовые преференции в пояснительной записке к законопроекту упомянуты аккуратно только после слов «кроме того». До этого идет подробное перечисление – с обильным цитированием документов - всего, что сейчас делается государством для поддержки традиционных духовно-нравственных ценностей – и семейных, конечно, в том числе. Не забыт в первую очередь, естественно, указ президента РФ от 09.11.22 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также, опять же, его решение о проведении в 2024-м Года семьи.

В общем, базу аргументов под свою инициативу депутаты заложили вроде бы крепкую, но на второе чтение Госдуме предлагается уже другой ее текст. Слова использованы, казалось бы, похожие, но поставлены они по-иному, а от некоторых оборотов и вовсе отказались. К примеру, от утверждения о браке как союзе мужчины и женщины. Но не стоит думать, что в этом заслуга некоего многоцветного и запрещенного в РФ лобби. Перестановки фраз и их редактура стали результатом официального отзыва правительства РФ, которое по обыкновению подписал глава аппарата кабинета министров Григоренко.

Он тоже привел цитату из президентского указа с перечислением тех самых традиционных российских ценностей, но конкретно по поправке заметил, что в ней много повторов и с корректируемым законом, и с рядом других. Наверное, в том числе имелся в виду и Семейный кодекс, где четко сказано о бракосочетании только мужчин с женщинами. Но дальше в отзыве правительства есть и более серьезная претензия: «В законопроекте используются понятия, которые применяются в документах стратегического планирования, но не имеют нормативного определения, в связи с чем требуется дополнительная правовая регламентация». Под стратегическими документами Григоренко, судя по всему, и имел в виду указ президента № 809. А своей последней фразой, очевидно, давал понять, что раз депутатами юридических дефиниций не представлено, то и нечего нагромождать пустые слова.

Иными словами, если интерпретировать это высказывание Григоренко дальше, то думцам, похоже, рекомендовано все-таки не мешать законотворчество с пропагандистской деятельностью.


137-3-1480.jpg
Вице-премьер Дмитрий Григоренко отвечает
в правительстве за законотворческую
деятельность.  Фото с сайта www.duma.gov.ru
Правительство потребовало доработки текста для учета его замечаний, но поскольку само толком их и не предоставило, то в Госдуме предпочли на всякий случай поправку порезать. Теперь она выглядит таким образом, что непонятно, для чего ее принимать. Речь идет о деятельности для «поддержки, укрепления и защиты семьи, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей, популяризации института брака». То есть указание на юридически ничтожное понятие «ценностей» специально задвинуто в середину.

Между тем, как будто по заказу, 18 июля один из известных думских борцов с пагубными людскими привычками депутат Султан Хамзаев выступил с инициативой ввести наказание за дискредитацию именно традиционных семейных ценностей. По его мнению, это должны быть как минимум административные меры. Потому что тот же Семейный кодекс регулирует отношения внутри семьи, но «нет закона, которых охраняет неприкосновенность семьи и защищает молодых людей, тех, кто находится на стадии создания ячейки общества». Дескать, именно на них направлены потоки деструктивной информации для дискредитации наших вековых устоев. Семейная тема была поднята и в одном из государственных СМИ, на страницах которого опытный правовед и ученый-богослов хором потребовали именно пресловутой «ячейке общества» дать полноценные юридические права, одновременно возложив на семьи и юридические обязанности. Они тоже приводят в качестве довода указ президента и всю эту соответствующую риторику в целом.

Последнее как раз и выглядит, наверное, наиболее пугающим. Потому что кроме риторики есть, скажем, уже и запреты на профессиональную деятельность. Когда в каком-то городе отменяют чей-то концерт или выставку, то чаще всего именно под предлогом несоответствия неким ценностям. Более того, есть, как известно, уже и приговоры по уголовным делам в отношении творческих людей, которых совместили с персонажами их произведений. Художник говорит, что он, наоборот, пытался показать губительность пути отказа от ценностей, но правоохранители, суды и консервативно-охранительная публика ему отвечают: нет. Это, мол, такой хитрый способ отрицать наши исторические традиции и духовное богатство. Напомним еще раз, что всем этим эпитетам, как сообщило правительство РФ Госдуме, так и не придумано правовое определение. 


Читайте также


Пять книг недели

Пять книг недели

0
1079
Девятиклассников ставят в условия жесткого выбора

Девятиклассников ставят в условия жесткого выбора

Наталья Савицкая

Облегчение условий итоговой аттестации способно спровоцировать усиление социального неравенства

0
2823
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
2373
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
2617

Другие новости