Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин подробно рассказал сенаторам об «антиотмывочной» работе. Фото с сайта www.council.gov.ru
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Юрий Чиханчин представил Совету Федерации доклад «О мерах по противодействию незаконным финансовым операциям». Из его выступления стало ясно, что ведомство, похоже, превращается скорее именно в финансовую контрразведку. Полномочия Росфинмониторинга усиливаются в тех сферах, где действует фактор внешних угроз. И Чиханчин попросил у сенаторов права на проверку финансового прошлого тех, кто попал в перечень организаций и лиц, причастных к экстремизму и терроризму, чтобы выявлять больше преступных связей.
На правительственном часе в Совете Федерации глава финансовой разведки РФ констатировал, что зарубежное сотрудничество по борьбе с легализацией преступных доходов теперь активнее проходит именно с дружественными России державами. Однако ведомство продолжает поддерживать и контакты со странами Запада.
В частности, Росфинмониторинг остается членом группы государств, образовавших FATF, то есть международную «антиотмывочную» структуру. По информации, которой и ранее располагала «НГ», перед Чиханчиным, судя по всему, с самого верха поставлена задача сохранить РФ в FATF. Если этого сделать не удастся, то возникнут правовые основания для того, чтобы уже большая часть мира была вынуждена прекратить финансовые операции, связанные с нашей страной. Потому что они официально могут считаться «криминальными».
В Совете Федерации глава ведомства это, по сути дела, подтвердил. В одной из презентаций к его докладу так и было написано: стоит задача «не допустить «криминализацию» международных финансовых потоков». Поскольку ключевое слово помещено в кавычки, то понятно, что имеет в виду Росфинмониторинг. Кстати, сенаторы узнали, что по итогам июньского заседания FATF статус России не изменился, хотя западные контрагенты и пытались этого добиться. Однако, как уже рассказывал Чиханчин в СМИ, FATF, наоборот, даже одобряет отдельные российские практики, признавая их достижениями. При этом, хотя РФ по-прежнему отключена от международных каналов обмена информацией, ведомство активизирует альтернативное взаимодействие уже с дружественными странами.
Именно отношения с последними отныне и составляют большую часть внешней деятельности Росфинмониторинга. А внутри страны для этого ведомства – теперь уже, конечно, больше финансовой контрразведки, чем разведки, тоже имеется множество забот. На первом месте у нее, судя по всему, противодействие сетевому мошенничеству, которое, в свою очередь, имеет выход на почти все современные вызовы: и криптовалюты, и угрозы нацбезопасности из-за рубежа, и терроризм с экстремизмом. Как заявил в СФ Чиханчин, оба этих явления вообще неразрывно связаны: мол, терроризм почти всегда начинается с тех или иных экстремистских проявлений.
Поэтому, хотя по ходу общения с сенаторами директор Росфинмониторинга не так чтобы и жаловался на законодательные пробелы, тут он прямо обратился за помощью к верхней палате. «Мы бы попросили, чтобы в законодательном плане нам разрешили получать информацию о лице, которое включено на сегодняшний день в перечень, но о его жизненном цикле по финансовым операциям до совершения террористического акта», – подчеркнул Чиханчин. И добавил, что его служба как раз работает в основном «по связям», это, дескать, основная составляющая. Так что «надо посмотреть за год, за полтора, как он жил, чем он занимался, какие у него связи», сказал глава ведомства по поводу фигурантов «перечня организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».
Напомним, что 15 июля правительство РФ направило в Госдуму пакет законопроектов о расширении полномочий Росфинмониторинга как раз в части экстремистов. Механизм их выявления остается прежним, однако особый акцент именно на этих врагах страны, конечно, показателен. Как уже писала «НГ», в законопроекте прямо сказано, что подобное усиление ведомства происходит по указанию президента РФ (см. «НГ» от 15.07.24). А Чиханчин в Совете Федерации подтвердил, что именно Росфинмониторинг инициировал корректировку закона о противодействии легализации преступных доходов. Правда, почему-то он сказал, что документ пока еще только рассматривается в правительственной комиссии по законодательной деятельности.