На идеологическое противостояние Госдума поднимается в едином порыве. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Представители всех фракций Госдумы подписались под поправками в Семейный кодекс, которые запрещают усыновление российских детей гражданами тех государств, где разрешена смена пола. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин опубликовал в соцсетях указание на не менее чем 15 таких стран. В пояснительной записке депутаты буквально кричат, что большинство из них еще и входит в блок НАТО. Законодательная защита «исторических семейных ценностей» и прочих традиций от вредных влияний с Запада теперь, видимо, всегда будет проходить исключительно на повышенных тонах. Хорошо бы еще, чтобы такое же горячее внимание оказывалось и самой проблеме детей с трудной судьбой.
К концу выходных дней сообщение в личном Telegram-канале Володина о сути внесенного в Госдуму законопроекта набрало более 2 тыс. откликов. Это немало, хотя пост о покушении на кандидата в президенты США собрал почти столько же комментариев всего за полдня. Однако пояснительная записка к поправкам в Семейный кодекс и высказывания самого спикера переполнены настоящей тревогой. «Принимаемый закон поможет нам защитить детей», – заявил Володин. Он имел в виду категорический запрет на усыновление или опеку со стороны граждан Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, Британии, Германии, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии и ряда «других стран, где смена пола разрешена либо путем медицинского вмешательства, либо в результате внесения изменений в документы, удостоверяющие личность».
Примерно так же сформулирован и сам текст поправок, поэтому более любопытным документом выглядит пояснительная записка к ним. Там излагать суть дела депутаты начинают с упоминания об изменениях Конституции 2020 года, а заканчивают это буквально криком о надвигающейся катастрофе. Она грозит неким «историческим семейным ценностям», этот термин впервые появляется в правовом поле, видимо, в качестве полного синонима семейным ценностям традиционным. Однако новое понятие показательно именно в контексте борьбы нынешней России за свою интерпретацию событий прошлого и настоящего.
Что же касается депутатской риторики на повышенных тонах, то она скорее всего станет в ближайшее время эталонной для всех законопроектов, направленных на противодействие западному влиянию. Вот один из таких образцов: «Особую угрозу традиционным ценностям представляет деятельность различных организаций, созданных США и другими недружественными иностранными государствами, а также рядом транснациональных корпораций и иностранных НКО. И наша с вами задача создать на законодательном уровне базу мер реагирования на каждую из возникающих угроз в отношении нашего будущего поколения». Или, например, есть такое утверждение: «Вводя запрет на усыновление иностранными гражданами из вышеуказанных государств, мы, по сути, вводим запрет на усыновление детей гражданами стран НАТО, поскольку подавляющее их большинство разрешают смену пола на законодательном уровне».
При этом, казалось бы, еще в середине 2010 годов проблема с иностранным усыновлением маленьких россиян вроде была разрешена в соответствии с известным «законом Димы Яковлева» и последующими к нему добавлениями. Однако если сейчас такое законодательство опять меняется, то это значит, что есть и брошенные дети, и желающие за рубежом их у себя приютить. Наверное, прежде надо было бы ликвидировать сам предмет, вызывающий опасения, а потом уже закрывать последние лазейки. Но тот самый именной закон в последнее время в основном использовался для ужесточения мер против пресловутых нежелательных организаций за границей и их агентов внутри страны.