0
3771
Газета Политика Печатная версия

11.07.2024 20:40:00

В подвалах судов есть место правам человека

Реформа конвойных помещений разработана задолго до указаний наивысшей инстанции

Тэги: конвойные помещения, подсудимые, порядок содержания, права человека


конвойные помещения, подсудимые, порядок содержания, права человека Наручники на руках подсудимого фактически отменяют гарантию конституционных прав. Фото РИА Новости

Во исполнение указаний Конституционного суда (КС) РФ правительству и Госдуме предстоит отрегулировать порядок содержания в конвойных помещениях подсудимых, доставляемых на процессы. Как выяснила «НГ», необходимые проекты имеются у общественников, которые многие годы тщетно пытались продвинуть свои инициативы. А граждане продолжали жаловаться на пыточные условия в «конвойках», чаще всего расположенных в подвалах судов. Но найти там место правам человека все-таки можно.

Тюремное законодательство не относит конвойные помещения к местам принудительного содержания и не регламентирует нахождение там подсудимых. Фрагментарно это отрегулировано лишь в СанПиНе от 2012 года, но тот не касается более старых судебных зданий, которых большинство.

Вот и получается, что вроде бы вполне законно в так называемых конвойках чаще всего нет элементарных условий. Одна из главных и не решенных до настоящего времени проблем – это нарушение норм, касающихся бытовых и санитарно-гигиенических потребностей, например, освещения, вентиляции, туалетных комнат, мест для отдыха и приема пищи.

КС РФ, рассмотрев на днях жалобу гражданина, согласился с тем, что отсутствие нормативного регулирования конвойных помещений не позволяет соблюдать права подсудимых. Согласно Конституции, те «имеют право на человеческое обращение и должны находиться в условиях, исключающих жестокость и унижение». КС отдельно указал на необходимость законодательных изменений, чем теперь предстоит заняться правительству и Госдуме. При этом, по данным «НГ», у правозащитников, которые уже многие годы занимаются борьбой с пыточными «конвойками», давно готовы соответствующие предложения. Просто за все это время они так и не смогли их продвинуть.

Однако, пока граждане жаловались на невыносимый антураж судебных подвалов, сами суды настаивали, что эти «конвойки» подконтрольны прежде всего ФСИН. Впрочем, прокуратура, которая должна надзирать и за соблюдением прав подследственных и подсудимых, как раз и указывала на то, что у нее нет полномочий в отношении судебной системы. Получалось, что ситуацию как бы объективно никто не мог поменять, хотя на самом деле властям это просто было не очень интересно.

Как напомнил «НГ» вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, о том, что было сказано в решении КС, правозащитники говорят уже более 10 лет. Основные вопросы традиционно связаны с оказанием медицинской помощи, организацией питания, передачей препаратов лицам с хроническими заболеваниями. «Постоянная жара, давка, не регламентированы выдачи питьевой воды, кипятка и питания. И в целом не выполняются нормативы по содержанию людей в камерах в зависимости от их площади», – подчеркнул он. Были даже жалобы на применение кандалов, приковывание к стенам, на избиения и издевательства вокруг отправления естественных надобностей. Тогда даже «назначали проверки, но к однозначному результату – полному прекращению таких историй это, увы, не приводило». Поэтому, конечно, важно, считает Мельников, что сейчас КС наконец указал: права человека следует соблюдать вне зависимости от тех или иных обстоятельств.

«За эти годы у нас накопился колоссальный опыт и знание проблем. Мы с коллегами регулярно направляли целый ряд предложений Минюсту и прочим профильным ведомствам, в том числе конвойному полку МВД, Судебному департаменту, службе судебных приставов, которые по идее за эти помещения несут ответственность», – заявил он «НГ». Сейчас, по словам Мельникова, правозащитники решили, что публично представят ряд первоочередных инициатив руководству этих госструктур. И первое, что необходимо сделать, – это определить одно ответственное ведомство. По его мнению, по логике это должно быть МВД, у которого уже есть масса нормативных актов, связанных с содержанием задержанных лиц. Вторая важная часть – это регламенты самого этого содержания и правила для сотрудников. То есть надо установить, сколько времени люди могут находиться в этих помещениях, сколько раз за какой период им предоставлять питание, воду, медикаменты в случае необходимости.

Учредитель московской коллегии адвокатов «Постанюк и партнеры» адвокат Владимир Постанюк заметил, что, к сожалению, отношение к людям, попавшим под уголовное преследование и взятым под стражу, не то что крайне плохое, а даже, «можно сказать, «скотское». Получается, что после того, как на человека, надевают наручники, он утрачивает не только свободу перемещения, но и фактически все свои права. Конвойные помещения в судах, куда доставляют арестованного и где он находится до начала заседания, фактически предполагают только его изоляцию. Хотя по логике там должно быть и место для подготовки арестованного к заседанию, и элементарные бытовые удобства. «Напомню, что там в основном находятся люди, в отношении которых не вынесены приговоры, то есть формально это невиновные люди», – подчеркнул Постанюк. Он подтвердил, что все жалобы остаются без ответа: сотрудники конвойной службы не несут ответственности за организацию этих помещений, судьи также за это не отвечают. Однако законодатель, предполагая возможность содержания гражданина под стражей, обязан продумать, куда и как его помещать, в каких условиях он должен находиться. И главным критерием должно быть соблюдение «человеческих условий». «К сожалению, этого нет – как и реальных действий, направленных на улучшение условий. Но все-таки их нужно начинать. Скажем, с проектирования таких помещений, которые позволяют соблюсти все необходимые нормативы, с определения ответственных лиц и, видимо, с отдельного финансирования данной проблемы. Правда, все это нужно было делать еще вчера», – настаивает Постанюк.

Член президиума Свердловской областной гильдии адвокатов Вячеслав Астафьев выделил в проблеме два ключевых аспекта. Во-первых, фактически в «конвойных» действительно отсутствуют условия для жизнедеятельности. Как правило, это клетки без раковины, унитаза, кровати в отличие даже от камер. «Находиться в таких условиях в ожидании суда – это своего рода пытка. А ведь обвиняемый должен быть морально и физически к нему готов, но это невозможно, если его лишили элементарных условий», – подчеркнул адвокат. Во-вторых, считает Астафьев, имеет место очевидное нарушение ст. 9 УПК, согласно которой никто не может подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Так что КС обоснованно признал, что конвойные помещения относятся к месту содержания под стражей, а значит, условия в них должны быть улучшены и приведены в соответствие с нормами закона, подчеркнул он. Однако, по его мнению, тяжелая обстановка в «конвойках» сложилась естественным путем, «вряд ли кто-то хотел бы специально создать плохие условия, просто не во всех судах физически можно создать достойные, но раньше на это не обращали внимания». При этом Астафьев полагает, что «вряд ли удастся быстро изменить ситуацию, она требует значительных финансовых и временных затрат».



Читайте также


КНР и США  перед новым стартом

КНР и США перед новым стартом

Сергей Цыплаков

Китай выступает за продолжение диалога с Соединенными Штатами

0
20464
О роли Совета по правам человека в непростые времена

О роли Совета по правам человека в непростые времена

Нужно ли ссылаться на 1930-е годы, говоря о свободах в современном обществе

0
12438
Минюст допускает возможность комфортного правосудия

Минюст допускает возможность комфортного правосудия

Екатерина Трифонова

Когда-нибудь в светлых конвойных помещениях обвиняемых и покормят, и полечат

0
2466

Другие новости