Власти обещают, что совсем скоро приезжие будут работать в РФ не везде и недолго. Фото РИА Новости
По информации «НГ», в Госдуме предлагают подкрепить будущий указ президента РФ о создании публично-правовой компании «Работа в России» специальным законом о госрегулировании всей сферы деятельности по трудоустройству иностранных граждан. Соответствующая рабочая группа, которая действует при комитете ГД по делам национальностей, уже презентовала концепцию такой инициативы. Ее смысл в том, чтобы гастарбайтеры завозились в страну в основном по организованному набору и исключительно временно. Однако эксперты сразу увидели лазейки по обходу данного императива, причем закладываемые в самом этом документе.
Рабочая группа при названном думском комитете, глава которого – эсэр Геннадий Семигин не так давно был снят со своей должности, вообще-то призвана заниматься адаптацией и интеграцией разных категорий приезжих в РФ. Но понятно, что депутаты не могли не влезть в такую остропопулярную сейчас тему, как борьба с миграционным наводнением страны.
При этом замыслы, которые были оглашены на заседании рабочей группы 25 июня, как стало известно «НГ», звучат вполне благородно. Дескать, недостаточно будет одного президентского указа, проект которого был подготовлен в Минтруде еще в конце апреля. С одной стороны, вроде бы будущая публично-правовая компания «Работа в России» как раз будет развивать именно направление по временному ввозу мигрантов на основе оргнабора. Но с другой стороны, получается так, что и иные способы привлечения гастарбайтеров вроде бы не отменяются.
Поэтому и было решено разработать проект закона о госрегулировании сферы по трудоустройству в РФ иностранных граждан. Его ключевой смысл сформулирован на бумаге якобы достаточно определенно: «Результатом такой деятельности следует признать не закрытие конкретного вакантного рабочего места, но его закрытие на срок, необходимый работодателю». И конечно, делается посыл, что привлечение гастарбайтеров будет происходить исключительно по плановым показателям. Об этом, кстати, говорится и в проекте соответствующего указа президента РФ. Вот только там не раскрывается, в каком формате будет проходить взаимодействие компании «Работа в России» с заказчиками, то есть теми, кому нужны приезжие трудящиеся.
Депутаты решили подойти к решению такой проблемы по уже проторенному пути – и объявили о необходимости появления саморегулируемой организации (СРО) работодателей. Следует напомнить, что законодательство о СРО считается наиболее эффективным потому, что предусматривает субсидиарную ответственность участников той или иной СРО за какие-либо нарушения или происшествия. Впрочем, у правового управления Госдумы сразу возникло множество замечаний к законопроекту, но надо заметить, что явно не для того, чтобы эту инициативу заблокировать. Похоже, наоборот, с той целью, чтобы ее можно было принимать. Поэтому правоведы с Охотного Ряда выслали депутатам целую таблицу с конкретными замечаниями, которые тем нужно будет учесть.
А у экспертов, опрошенных «НГ», оказались собственные претензии к документу в основном насчет того, что обязательные оргнаборы таковыми вовсе и не выглядят. Ведь в самом законопроекте и закладываются лазейки для его обхода, подчеркнул, например, доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по городу Москве Михаил Бурда. «Создание механизмов оргнабора должно стать ограничительным фильтром для массовой неквалифицированной миграции, а не новой программой по завозу гастарбайтеров. В связи с этим категорически нельзя отдавать регулирование этого бизнесу или каким-то организациям, которые в погоне за прибылью в очередной раз проигнорируют аспект безопасности и интересы местных жителей. Регулирование оргнабора должно осуществляться государством в лице специально созданного ФГУП, а не бизнесменами и миграционными дельцами», – заявил он «НГ».
И Бурда напомнил, что главная проблема внешней трудовой миграции – это диспропорция между потребностью рынка труда и качеством рабочей силы, которую миллионами пытаются завезти миграционные лоббисты, прикрываясь потребностями в сфере строительства. «Однако потом такие мигранты уходят работать в более престижные места – такси, доставку, торговлю. А они там не нужны, о чем свидетельствует опыт уже 33 субъектов РФ, где введены ограничения на привлечение мигрантов к отдельным видам трудовой деятельности», – отметил эксперт.