Фото Reuters
Видные депутаты всех фракций Госдумы и авторитетные сенаторы подписались под инициативой об исторической ревизии закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Как оказалось, многие знаменитые победы отмечались в не совсем правильно определенные числа. Парламентарии подтверждают, что приводят закон в соответствие со школьными учебниками, и добавляют ему еще больше политической конъюнктурности. Например, новую памятную дату 18 марта – воссоединение с РФ Крыма и Севастополя.
Если смену датировки совсем старых событий вроде Ледового побоища или Куликовской битвы еще можно объяснять спорами о том, какая и когда была разница между юлианским и григорианским календарями, то почему тогда меняются и даты сражений под Полтавой или при Бородине, а также различных морских баталий? Точного ответа законодатели не дают.
Так что о воинской хитрости князей Александра Невского у Чудского озера и Дмитрия Донского – у реки Непрядвы теперь нужно будет вспоминать соответственно не 13-го, а 5 апреля и не 21-го, а 8 сентября. Полтавскую битву 1709 года станут отмечать не 10-го, а 8 июля, так же, как и первую морскую победу России в 1714 году у мыса Гангут – не 9-го, а 7 августа. Меняются и даты других сражений: день взятия Измаила войсками Суворова, битвы с турками эскадры Ушакова у мыса Тендра в 1790 году, победы Нахимова при Синопе и даже «день Бородина», который теперь будет не 8-го, а 7 сентября.
В пояснительной записке подкованные депутаты и сенаторы вроде вице-спикера Ирины Яровой или главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса уверяют, что «проектируемая корректировка дат соответствует принципам датировки, принятым в исторической науке». И что «предлагаемые изменения поддержаны Российской академией наук, Российским военно-историческим обществом и уже содержатся в обновленных учебниках истории». То есть дело не только в плавающей разнице между григорианским и юлианским календарями, которая от века к веку возрастает, а еще и неких официальных решениях, которые до сего момента не нашли отражения в законе. Однако вопрос в том, почему историческую пунктуацию не меняли раньше, хотя упомянутый нормативный акт дополняется чуть ли не каждый год.
Наверное, потому, что текст закона ныне окончательно разошелся с научно-политической конъюнктурой в сфере истории, а также потому, что понадобилось усилить в этом же законе и уровень конъюнктуры чисто политической. Это установление нового памятного дня России, то есть как бы праздника, но не выходного, в честь воссоединения Крыма и Севастополя с РФ, который будут отмечать, конечно, 18 марта. Не в какую-то очередную годовщину референдума 2014 года, состоявшегося 16-го числа, а в ознаменование подписания договора о присоединении Крыма к России президентом РФ Владимиром Путиным.
Так что парламентарии, наверное, стараются отличиться именно в его глазах. Поэтому ситуацию 10-летней давности они описывают так: «События «русской весны» по праву заняли центральное место в истории нашего государства XXI века. Возвращение Крыма и Севастополя в состав России позволило избежать кровопролития в регионе, запустило процессы построения многополярного мира и привело к восстановлению исторической справедливости».