Временно исполняющий обязанности главы Республики Алтай Андрей Турчак организует свою компанию кандидатов. Фото с сайта www.altai-republic.ru
В единый день голосования (ЕДГ) 2024 года в результате кадровых решений президента необходимо провести прямые выборы глав 21 субъекта РФ. Но эти решения привели и к тому, что губернаторский корпус оказался весьма пестрым. По-крупному он делится на две группы – действующие руководители и временно исполняющие обязанности. В свою очередь, среди врио есть совсем «зеленые» весенне-летние назначенцы, а есть и несколько более зрелые. Инкумбенты, то есть нынешние высшие должностные лица, тоже различаются по категориям. Однако уже весь состав губернаторов расщепляется буквально на атомы конкретных электоральных кейсов. Поэтому анализ первого этапа выдвижения кандидатов, проведенный «НГ», показал, что теперь нет не только единой модели избрания, но, похоже, и типовой.
Выдвижение кандидатов в губернаторы будет продолжаться еще в течение трех с лишним недель, однако исследование предварительно формирующихся списков уже показало, что процесс проходит крайне неравномерно. Где-то уже набирается полноценная палитра, пожалуй, даже излишне многоцветная, как, скажем, в Санкт-Петербурге. Там команда губернатора Александра Беглова, видимо, все-таки готовит гонку с препятствиями в виде муниципального фильтра. В этом субъекте РФ он установлен максимально высоким – закон не разрешает сбора подписей местных депутатов в объеме больше 10% от их общего числа. Поэтому зарегистрированы будут не все, а только первые семь-восемь выдвиженцев (см. «НГ» от 13.06.24). Но понимание того, представители каких партий среди них окажутся, сложится только к середине июля.
Между тем где-то потенциальных кандидатов пока по минимуму, а есть и такие регионы, где не выдвинулся даже действующий губернатор. Однако в среднем уровень участия составляет примерно четыре-пять человек. И похоже, что в ходе ЕДГ-2024 объективно не будет не то что единой модели избирательных кампаний, но, наверное, и каких-то более или менее типовых. Главная тому причина – это, конечно, серия кадровых решений главы государства в ходе и после обновления правительства Михаила Мишустина, а также переформатирования собственной администрации. Президент Владимир Путин, напомним, взял на работу нескольких губернаторов не только в кабинет министров, но и в свои помощники.
Срочный поиск врио губернаторов и привел к тому, что корпус высших должностных лиц субъектов РФ сложился чрезвычайно пестрый. А потом президент и вовсе утвердил такое назначение, которое до сих пор никем не объяснено, а именно – направил теперь уже бывшего первого вице-спикера Андрея Турчака на пост главы Республики Алтай без сохранения за ним должности секретаря генсовета «Единой России». В результате Турчак вынужден действовать с колес в своем регионе, а партия власти, видимо, попытается и сохранить подключение к выборам остатков прежней управленческой команды, и бросить на них начатки команды новой, которую свежеиспеченный «генсек» ЕР Владимир Якушев объективно не сможет сформировать полностью на ходу. Возможен, правда, и иной вариант: губернаторские кампании пускаются на самотек, хотя, естественно, самым слабым федеральный Центр помогает в ручном режиме. Похоже, что этот сценарий сейчас во многом и реализуется, как раз создавая то самое многообразие подходов, которое зафиксировала «НГ».
Скажем, считается, что тот же Турчак сильно облегчил себе жизнь, добившись от КПРФ отказа выдвигать статусного алтайского коммуниста, который заменен на местного депутата с бизнес-корнями. По этому поводу, конечно, остаются вопросы, но сам врио, видимо, так не считает, а потому развивает в регионе демократию, пригласив на выборы, к примеру, давно притихшую Казачью партию России. И пока вокруг Турчака столпилось еще шестеро претендентов. Между тем трое таких «зеленых» врио весенне-летнего набора – в Кемеровской, Курской и Самарской областях – остаются пока одиночными кандидатами. Наверное, как раз им и будет помогать федеральный Центр, в котором сейчас как раз и согласовываются спарринг-партнеры. Впрочем, один из этой тройки – самарский врио Вячеслав Федорищев прикладывает к выборам и собственные усилия. Он сейчас активно использует тактику известного халифа из восточных сказок, но все-таки в своих походах по городу не переодевается, поскольку его все равно мало кто знает.
Загадочно выглядят и три региона, где губернаторы вроде бы изначально чувствовали себя уверенно, но где в настоящий момент отсутствуют всякие кандидаты. Хотя в Челябинской области о выдвижении заявил местный яблочник, но ясно, что это временная фигура, однако серьезных игроков там действительно нет, включая губернатора Алексея Текслера. Два других субъекта РФ в схожей ситуации – это Липецкая и Волгоградская области. Можно предположить, что Игорь Артамонов и Андрей Бочаров просто немного затянули с подбором удобной конфигурации конкурентов, а не кого-то из таковых по-настоящему испугались.
Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили, что выборы – это всегда индивидуальный кейс, а византийский антураж делает избирательные кампании еще более разнообразными. Ведь для потенциальных соперников или местных элит могло иметь принципиальное значение, скажем, даже то, каким по очереди во встречах с президентом был их губернатор. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Молчание губернаторов в трех регионах скорее говорит о том, что они излишне уверены в своих силах, мол, все у них в кармане. Видимо, ожидается, что там кампании пройдут на автомате. Ситуация же с тремя врио другого свойства: они, наоборот, пока входят в курс дел. Может быть, ждут сигналов от администрации президента и команд политтехнологов из Москвы». А вот карнавал в некоторых других регионах с их обилием кандидатов, а особенно – самовыдвиженцев и представителей малых партий коммунист, напротив, считает признаком того, что эти кампании будут скорее всего зачищены от любой внятной оппозиции вообще. «Но для отвода глаз надо провести яркое начало», – заметил Обухов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Основная тенденция губернаторских кампаний в том, что они приобрели максимально референдумный характер, это просто апофеоз референдумных выборов». При этом еще одной тенденцией является все больший отказ парламентских партий от обязательного участие в таких выборах, тем более что соответствующий бизнес малых партий отнюдь не закрыт. Эксперт отметил, что молчание губернаторов в трех регионах – это их решение сократить сроки кампаний. «Что проще – имитировать кампанию месяц или три? Видимо, ставка делается на блицкриг «последних дней», – подчеркнул Калачев. А вот врио действительно осторожничают по несколько иным мотивам, все они ожидают установок сверху. Во-первых, планы кампаний должен согласовать федеральный Центр, во-вторых, надо выделить средства, в-третьих, сформировать команды технологов, в-четвертых, подобрать конкурентов. На любом из этих этапов и могла возникнуть задержка. Обилие же кандидатов говорит о том, что главы регионов видят риски, зачастую, может быть, и абсолютно надуманные, а потому спешат разбавить протестное поле разными фигурами, хотя теперь преодолеть муниципальный фильтр случайный человек не может. Однако также региональные власти кое-где опасаются неподконтрольных элит, которые с помощью провалов в кампании захотят высветить перед Москвой слабость действующего губернатора.
Однако Калачев также специально отметил: «Если раньше в бюллетене было обязательно присутствие кандидатов от всех парламентских партий, а если кто-то не участвовал, например, из КПРФ, мог возникнуть и скандал из-за форс-мажорной ситуации – то сейчас этого нет, да и сами парламентские партии не видят мотивов участвовать именно в выборах глав регионов, где всегда есть угроза рассориться с властью». Факт таков, что рисков у партий больше, чем бонусов: нет ни гарантий второго-третьего места, ни сколько-нибудь внятных процентов. Тем более что партии, как правило, вынуждены выставлять на выборы не лидеров общественного мнения, то есть сильных кандидатов, а откровенно слабых, которые не играют роли электоральных паровозов, а, наоборот, могут утянуть партийный рейтинг вниз. «Выборы же губернаторов в их нынешнем виде себя просто изжили, это в нынешней политической системе чистый архаизм», – заявил «НГ» Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил: «Там, где губернаторы и врио молчат, скорее всего на кампании выделены небольшие средства. Так что команды технологов хотят их перераспределить за счет сокращения периода кампании, чтобы вложения сработали максимально эффективно. Кроме того, благословения от президента главы и врио уже получили, у них и нет особого желания тратиться, если все и так ясно. Но такой подход может сыграть злую шутку, например, обернуться низкой явкой или скромным результатом, а тогда, может быть, придется излишне мобилизовать админресурс». В тех же регионах, где сейчас обилие кандидатов, по его мнению, выборы, видимо, остались одним из немногих развлечений в политической жизни. Другой вариант – это сильные контрэлиты, которые пытаются своими силами с помощью выдвижения кандидатов вывести власть на диалог с ними, чтобы достигнуть каких-то договоренностей или даже оказать давление, добившись от нее каких-либо преференций.