Надежда Тихонова заявила об отказе участвовать в «спектакле с известным финалом» прямо на партконференции эсэров. Кадр из видео со страницы Надежды Тихоновой в «ВКонтакте» |
Тихонова сообщила об отказе от участия в губернаторских выборах вообще на конференции СРЗП, которая должна была ее выдвинуть. При этом счет потенциальным кандидатам в Северной столице подошел к двум десяткам. То есть на избирательную кампанию здесь выходит такое количество оптимистов, что на них уже заранее не хватает муниципального фильтра. Он составляет 10% от общего числа муниципальных депутатов, а это значит, что больше 8–9 претендентов никак не может быть.
В своем выступлении на конференции СРЗП Тихонова, которая вообще-то племянница лидера партии Сергея Миронова, отказ от выборов объяснила однозначно: «Следует признать, мы не можем собрать необходимое число подписей депутатов в трех четвертях муниципальных образований, как этого требует закон. Считаю для себя невозможным подставить соратников, коллег и сочувствующих из числа депутатов. В этой ситуации я принимаю решение не участвовать в выборах губернатора Санкт-Петербурга, в этом, как оказалось, спектакле с известным финалом».
Если о том, в каком жанре планировалось разыграть представление под названием «Выборы питерского губернатора», еще можно спорить, то о самом этот факте двух мнений изначально быть не могло. В том числе, наверное, и у Тихоновой, которая, кстати, весьма бодро начала своего рода предкампанию. Наверное, это и стало основанием для ее досрочного сворачивания. А еще скорее всего не удалось договориться по процентам, причем не столько со Смольным, сколько со Старой площадью. Напомним, что пять лет назад племянница Миронова заняла второе место с более чем 16%. Сегодня такой результат для кандидата от системной оппозиционной партии считается явно чрезмерным, однако соглашаться на условные «четыре процента» смысла нет. Потому что это не позволит претендовать на достижения в ходе параллельной муниципальной кампании, которая уже второй раз подряд сопровождает в Петербурге избрание губернатора.
Между тем, напомним, фильтр в Северной столице один из самых жестких по стране. Чтобы стать зарегистрированным кандидатом, нужно собрать 155 подписей депутатов из 84 муниципальных советов, в которых большинство – это или безгласные бюджетники, или представители «Единой России». Впрочем, низовые выборы СРЗП решила не игнорировать, но там разыгрывается около полутора тысяч мандатов в 110 округах, а это тяжелая ноша для партии, которая в Петербурге находится в расколотом состоянии.
Возможные кандидаты от КПРФ – лидер фракции в Заксобрании Роман Кононенко и депутат Заксобрания от ЛДПР Максим Яковлев пока высказываются о своем участии в выборах с оптимизмом, правда, несколько казенным. Наверное, потому, что и их партии самостоятельно провести собственных выдвиженцев через муниципальный фильтр не смогут. А если им помогут из Смольного, то скорее всего под какой-либо размен. Но если, скажем, ЛДПР вполне сможет остаться в «зоне комфорта» из 4%, то коммунисты, судя по всему, на это не хотят подписываться. Ну а раз так, то, поскольку сделки по закону должны быть добровольными, неволить никто не станет.
«НГ» обратилась к экспертам с вопросом, возможен ли вариант, что Петербурге останется без кандидатов от системных парламентских партий. А если да, то что это будет – местный питерский эксцесс или свидетельство нарастающего тренда на почти безальтернативные губернаторские выборы? Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил, что в каждом регионе, конечно, своя специфика и свой сценарий выборов, согласованный с администрацией президента. Где-то это более конкурентный процесс, а где-то менее. «Но тенденция такова, что все три псевдооппозиционные парламентские партии – СРЗП, ЛДПР и «Новые люди» – все больше поддерживают власть по разным вопросам. Все они всё больше сливаются с партией власти. Но КПРФ будет стремиться участвовать во всех губернаторских выборах», – заявил «НГ» Обухов. При этом он не отрицает, что модель опереточных выборов грозит распространиться на все регионы.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ»: «Пока конструкция выборов в Петербурге выстраивается таким образом, что скорее всего будет один Беглов и кандидаты от малых партий и самовыдвиженцы». По его мнению, никого из участников кампании 2019 года точно не будет, кроме, понятно, Беглова. «Кремль дал свое добро на выдвижение Беглова. Сейчас выстраивается сценарий кампании, прорабатываются разные варианты развития событий, но основной замысел в том, чтобы была прямолинейная кампания с единым основным фаворитом. То есть некая безальтернативность – референдум, а не выборы. И, судя по динамике происходящего, процесс договоренностей с другими игроками идет активно», – предположил Мухин. И в целом тенденция для губернаторских выборах такова, что питерский вариант может быть разнесен если не повсеместно, то на большинство регионов: «Помимо ЕР там если и будут парламентские партии, то одна-две, а не три-четыре, как раньше, или вовсе ни одной, кроме главной».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «С таким муниципальным фильтром стать кандидатом может только тот, кто согласован со Смольным. А согласование предполагает готовность вести себя системно, напомнить о своей партии, но не более. Беглову такой кандидат создавать проблем не должен». Он напомнил, что с учетом муниципальных выборов «есть площадка и пространство для договоренностей». КПРФ и ЛДПР могут получить свое в виде мандатов муниципалов, но «желательно меньше, чем рейтинги этих партий, чтобы можно было сказать, что за Беглова проголосовала даже часть их избирателей».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Обязательный набор парламентских партий на выборах глав регионов давно ушел в прошлое. Если после восстановления этих выборов обязательно было участие всех игроков, потом – кого-то из них, то сейчас это необязательно вовсе, может быть и кто-то один. Поэтому-то КПРФ теперь часто не преодолевает муниципальный фильтр, а другие партии и вовсе отказываются от выдвижения кандидатов». Эксперт не исключил, что Беглов действительно останется в окружении малоизвестных кандидатов из непарламентских партий. «Если проводить аналогию с театром, то получается, что люди приходят на спектакль и заранее знают, чем все кончится. Немного интриги есть только в начале, а еще интересно, как будет обставлено представление. Это новый стандарт выборов, где значение не имеют ни соперники основного кандидата, ни его результаты, а только предкампания и благословление от президента», – подчеркнул Макаркин. И, конечно, когда параллельно с губернаторскими выборами проходят выборы в муниципалитеты или Заксобрания, то у партий есть дополнительный стимул договариваться с региональными администрациями: «Основная реальная задача партий, как ни крути, – это провести кандидатов в депутаты разного уровня».