В центральном офисе «Яблока» продолжается «борьба за мир». Фото Владислава Шатило/ТАСС
В центральном офисе «Яблока» на Пятницкой 12 июня пройдет конференция столичного отделения партии по выдвижению кандидатов в Мосгордуму по 12 округам. При этом перед стартом избирательных кампаний за подписью главы федерального политкомитета Григория Явлинского был опубликован документ, который требует от участников выборов муниципального и регионального уровня, которые хотели бы получить поддержку от «Яблока», бороться всеми силами за мирные переговоры между Россией и Украиной. И дело тут даже не в том, найдутся таковые или нет, вопрос стоит о шансах для таких хотя бы выдвинуться.
В заявлении политкомитета, подписанном Явлинским, «О политических приоритетах партии в ходе избирательных кампаний июня–сентября 2024 года» формулировки использованы крайне расплывчатые. Например, такая: «Приоритет в информационной, финансовой и иной поддержке партия должна оказывать кандидатам, которые в своих публичных выступлениях (в том числе в публикациях в СМИ и соцсетях) разъясняют необходимость незамедлительного заключения соглашения о прекращении огня, избирательные кампании которых основаны на продвижении политической позиции партии».
И уже далее скрупулезно перечислены соответствующие документы, которые потенциальным кандидатам, очевидно, предстоит как минимум изучить, а может быть, под ними и подписаться, как не раз бывало прежде. Но что тогда делать, скажем, тем, кто хотел бы разобраться с мусорными, а не геополитическими свалками? Или, положим, тем, кто, с одной стороны, полностью разделяет тезисы из трудов Явлинского по теме украинского конфликта. Но, с другой – понимает, что выходить с ними на выборы бессмысленно, потому что до них в этом случае просто не допустят. Непонятно также, кому «Яблоко» выдвигает определенные условия – именно своим возможным кандидатам или любым оппозиционным? Исходя из текста, может возникнуть как одно, так и другое понимание.
Член федерального политкомитета, депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова пояснила «НГ», что, естественно, «Яблоко» в первую очередь имеет в виду своих кандидатов, выдвинутых из числа членов партии. Но она не отказывается и от своего давнего принципа выдвижения непартийных активистов, число которых на муниципальных выборах иногда достигает половины кандидатов. Об остальной оппозиции, как и о выдвижении от различных иных политических команд яблочники пока не думают: «Важно понять, какие силы выдвигают каких кандидатов, где и с чем. Тогда можно будет о чем-то договариваться – будь то взаимная поддержка или разведение округов». Слабунова сообщила, что все кандидаты будут жестко фильтроваться, проходить собеседования, проверяться по их соцсетям. Скорее всего придется публично поддержать и давнишний политический меморандум «Яблока».
Но главным критерием, как поняла «НГ», для поддержки выдвижения станет согласие человека на участие в рамочной пацифистской кампании. Иными словами, кандидат должен будет и на муниципальном, и городском, и на региональном уровнях обязательно говорить «о мире и свободе». Те, кто, согласившись на это условие, нарушит обязательства, будут в рабочем порядке отлучены от партийной поддержки, например, информационной и финансовой. «Будем смотреть агитационные материалы, базовые принципы должны быть в них отражены», – подчеркнула Слабунова. И напомнила, что «вопрос о мире» партия считает сейчас самым важным, потому что «речь идет о человеческих жизнях ежедневно и ежечасно».
Однако «Яблоко» в решении политкомитета пишет о том, что будет не «выдвигать кандидатов», а «поддерживать». При этом разъяснения Слабуновой – это одно, а в документе нет четких критериев, за что будут поддерживать кандидатов и с какого момента. То есть партия, с одной стороны, вроде бы позволяет региональному активу держать руки развязанными для общеоппозиционной работы, но с другой – федеральное руководство всегда сможет одернуть заигравшихся в не совсем «голубиную» политику. Однако больший вопрос в том, зачем яблочники еще больше сужают рамки возможной оппозиционной деятельности либеральной направленности?
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Написано коряво, что, впрочем, не мешает поставить во главу угла «идеологию». Мы присутствуем при мучительной борьбе «Яблока» с самим собой, никакого «хитрого плана» у него нет. Просто все в этой партии идет по нисходящей. Потому что местная и региональная повестка определяет на выборах все, а не вопрос о «прекращении огня». Избиратель прекрасно понимает, что реально решаемо, а что зависит от воли «Начальника». Так что эти выборы яблочники по факту уже проиграли, ибо с их мизерным федеральным рейтингом можно было лишь надеяться только на региональные и местные доминанты».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «с подписанием меморандума «Яблока» есть проблемы, законодательство со времени его составления очень сильно изменилось, кое-какие пункты подпадают под новые запреты». Но менять этот документ партии политически неудобно, да и нецелесообразно, тогда получится, что она потеряет лицо, ведь придется отказываться от каких-то положений. Чтобы выйти из этой ситуации, партия и вынуждена лавировать. По его мнению, есть три соображения по поводу расплывчатых формулировок решения политкомитета. «Во-первых, «Яблоко» хочет сохранить регистрацию. Во-вторых, не подставить собственных кандидатов. В-третьих, продемонстрировать свою идеологическую чистоту и принципиальность. Кроме того, есть еще один такой немаловажный момент: этим документом и своей кампанией партия дистанцируется и от сторонников СВО, и от ее радикальных противников преимущественно из числа эмигрантов», – отметил Макаркин. Одновременно эксперт подчеркнул, что позиция «Яблока» – в чрезвычайных случаях поддерживать государство и власть – имеет четвертьвековую историю: «С одной стороны, «Яблоко» выступает за мир, с другой – дистанцируется от тех, кто настаивает на переговорах на условиях Украины. Так, в 1999 году «Яблоко», несмотря на свою позицию, поддержала в Госдуме назначение Владимира Путина премьером. Тогда боевики напали на Дагестан, что и стало основанием для поддержки». По поводу же сужения «Яблоком» оппозиционного коридора Макаркин пояснил: «Оно так всегда поступало, выдвигая строгие требования, в том числе и при подборе кандидатов. Единственный раз, когда партия отступила от своих принципов, – это муниципальная кампания 2017-го, тогда избрались почти две сотни кандидатов, в которых яблочники потом жестоко разочаровались, – и теперь поддерживают только своих».