Фото пресс-службы Следственного комитета РФ
Правозащитники настаивают на корректировке госполитики в отношении жертв преступлений. Растет число жалоб на бездействие должностных лиц правоохранительных органов и нарушение процессуальных прав. Это связано с большой нагрузкой на сотрудников полиции или судебного аппарата, а также с их недостаточным профессионализмом. Эксперты предлагают разработать своего рода протокол работы с потерпевшими и шире использовать официальные цифровые сервисы.
Как стало известно «НГ», на заседании экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Москве прозвучали примеры, когда пострадавшим от преступлений часто приходилось бороться, скажем, за право ознакомиться с материалами доследственной проверки или за возбуждение уголовного дела, чтобы получить статус потерпевшего.
На заседании также, например, выяснилось, что немалое количество жалоб поступает к правозащитникам и на отказы полицейских по поводу просмотра записей с уличных камер. Обычно это объясняется дефицитом времени или отсутствием технической возможности, допустим, нехваткой накопителей, куда можно было бы скачать видео, которое по истечении времени автоматически удаляется.
Еще одна распространенная проблема – это уведомления о принятых процессуальных решениях. Часто люди даже и не знают, что уголовное дело, по которому, как они думали, они проходят потерпевшими, так и не было возбуждено. Поэтому на экспертном совете при столичном омбудсмене прозвучало предложение – уведомлять потерпевших через портал «Госуслуги», чтобы там они могли отслеживать судьбу своей жалобы. Также выяснилось, что гражданам плохо разъясняют их права в связи с расследованием преступления, которое совершено против них. Правозащитники готовы подготовить для полиции специальные рекомендации по работе с потерпевшими, то есть своего рода протокол действий примерно как для медиков.
В уголовном судопроизводстве потерпевшие зачастую столь же беззащитны, как и обвиняемые, сказал «НГ» адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Карпов, Тараборин и партнеры» Дмитрий Тараборин. «Если полиция не имеет возможности в режиме онлайн, непосредственно из дежурной части, куда обратился заявитель, изучить видео с камер наблюдения, то возникает логичный вопрос: а для чего они тогда установлены?» – возмутился он. С одной стороны, сведения о перемещениях и действиях человека, безусловно, составляют тайну личной жизни, однако, с другой стороны, это общее достояние, которое в определенных ситуациях должно послужить общественному благу. А не только для наказания за участие в незаконных митингах, заметил эксперт. То есть необходимо изменить систему доступа к видеоданным, поставив уже реализованные цифровые достижения на службу народу.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян, в свою очередь, заметил, что случаи безосновательного отказа изымать видео необходимо расценивать как дисциплинарный проступок, а иногда – и как должностное преступление. «Видеозапись – это ключевое доказательство любого происшествия, обладающее наивысшей степенью достоверности. Если сотрудник полиции ее не изымает, то, значит, он не заинтересован в установлении действительных обстоятельств происшедшего», – пояснил эксперт. Он предположил, что в каких-то случаях запись просто не успевают изъять в ходе доследственных проверок, однако подчеркнул, что после возбуждения уголовного дела надзорно-контрольные органы должны заставить следователя приобщить относимые видео к делу. Если же этого не происходит, то поможет обращение гражданина к адвокату, который напишет жалобы прокурору. «Проблемы у потерпевших могут возникать как раз на стадии возбуждения дела, когда следователь еще не обнаружил признаки преступления», – подтвердил Гаспарян.
Адвокат Овагим Арутюнян напомнил «НГ», что нередки случаи, когда заявления потерпевших о совершенном преступлении неделями лежат в следственном органе: «Дело в том, что срок начинает течь с момента регистрации такого заявления, а если его не регистрировать, то вроде бы как и сроки не поджимают. Хотя в ведомственных приказах указано, что сообщение или заявление о преступлении должно быть зарегистрировано незамедлительно». Однозначно ответить, почему это происходит, по его словам, сложно, но часто дается такое объяснение: нехватка сотрудников. Возможно, это обстоятельство тоже играет какую-то роль, однако, сказал Арутюнян, проблема в том, что иные заявления не просто уже зарегистрированы, а по ним и проведены проверки, и вынесены постановления с отказом в возбуждении уголовного дела. При этом до потерпевших указанные процессуальные решения так и не дошли, а соответственно они фактически были лишены права в кратчайшие сроки их обжаловать. Поэтому он считает полезными предложения пользоваться для уведомлений цифровыми сервисами.
Как подтвердил «НГ» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант, проблемы с защитой прав потерпевших от преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, существуют действительно хронически. Причины – это перегруженность полицейских из-за некомплекта, о котором недавно опять говорил министр внутренних дел, а также как низкий уровень профессионализма, так и отсутствие должной мотивации к раскрытию общеуголовных преступлений. «И перегруженность, и отсутствие мотивации во многом также объясняются отвлечением сотрудников на конъюнктурные задачи вроде повсеместного поиска «экстремистов», пресечение различных публичных акций и т.п.», – заметил эксперт. Поэтому он не очень верит в меры, предложенные правозащитниками. По мнению Клювганта, извещение потерпевших через портал «Госуслуги» о действиях полиции по заявлениям выглядит не то чтобы не реалистичным, а скорее – сомнительным с точки зрения эффективности. Например, введение данной меры повлекло бы значительные затраты дополнительного времени на создание и рассылку извещений, а между тем далеко не все граждане пользуются электронными сервисами. При этом обязанность должностных лиц правоохранительных органов разъяснять потерпевшим их права прямо предусмотрена ст. 11 УПК РФ и нормами закона о полиции: «И если должностные лица считают возможным не исполнять требования закона, то разработанная для них памятка тоже вряд ли поможет».
Адвокат, управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков сказал «НГ» о проблемах со всем документооборотом, который предусмотрен УПК. Представители правоохранительных органов неохотно выполняют предусмотренные законом обязанности по информированию не только потерпевших, но и иных участников процесса. И проявляют формализм: например, уведомление действительно распечатывают, оно даже попадает в материалы уголовного дела или его проверки. Вот только этот документ в большинстве случаев сделан исключительно для проверяющего руководства, прокурора или суда. А до адресата он не доходит лишь по одной причине – потому что его не отправляют. «Например, якобы уведомили потерпевшего или его представителя об окончании предварительного следствия и о необходимости явки для ознакомления с материалами уголовного дела. Следом вставили рапорт о том, что в ходе телефонного разговора потерпевший отказался. Это, так сказать, «процессуальная экономия» при тотальном нарушением прав потерпевшего», – заметил Новиков. Он убежден, что цифровизация существенно улучшит сложившуюся ситуацию хотя бы потому, что в этом случае будет четко фиксироваться дата и время отправления, а также его содержимое. «Безусловно, положения ст. 42 УПК (потерпевший) требуют не только вынесения постановления о его признании таковым, но и его допроса, то есть личного общения следователю как бы не избежать, однако в остальном вполне возможно убрать волокиту и пустую трату времени», – подчеркнул эксперт.