0
3564
Газета Политика Печатная версия

14.05.2024 20:17:00

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

Тэги: госдума, совфед, новое правительство

Online-версия

госдума, совфед, новое правительство Спикер Госдумы Вячеслав Володин немного поучил министра просвещения Сергея Кравцова. Фото с сайта www.duma.gov.ru

В Госдуме и Совете Федерации 14 мая прошли заседания по новому правительству. Депутаты утвердили министров, которыми руководит премьер, сенаторы подвели итоги консультаций по главам ведомств, подчиняющихся президенту. Так были реализованы конституционные полномочия палат Федерального собрания, появившиеся в 2020-м. Эксперты отметили, что процедура еще не обросла традициями. Для этого нужна не презентация авторитета парламента, а отклоненные кандидатуры или удовлетворенные отставки. Так что пока нет ответственного перед Госдумой кабинета министров.

С решениями Совета Федерации все было понятно изначально, силовые или специальные ведомства – это не та сфера, где возможны неожиданности. В Госдуме сюрпризы, конечно, могли бы случиться, но их не произошло.

В итоге парламент утвердил все те списки министров, которые были представлены президентом и премьером.

Напомним, что теперь депутаты утверждают сначала главу правительства, которого президент потом якобы не может не назначить, а уже затем получают от премьера перечень его заместителей и курируемых ими министров. Если накануне в понедельник вице-премьеры прошли по Охотному Ряду почти без неприятностей, то 14 мая некоторым чиновникам пришлось выслушать отповеди не только от отдельных народных избранников, но и от председателя Госдумы Вячеслава Володина. По максимуму от него досталось, например, министру просвещения Сергею Кравцову. Остановил спикер и выступление кандидата в министры природных ресурсов Александра Козлова, предложив больше говорить о проблемах, чем о достижениях.

Одновременно Володин напомнил всем находящимся в правительственной ложе о том, что теперь их работодатель – это Госдума, а через ее депутатов – избиратели страны. Так что Госдума, мол, может как утвердить какое-то назначение, так и отвергнуть. Заметим, что КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) готовились выступить с критикой в адрес примерно половины состава кабинета министров. Причем отдельных персонажей планировалось загрузить именно голосами против. Однако такого демонстративного недовольства проявлено не было, коммунисты и эсэры в основном воздерживались.

По просьбе «НГ» эксперты оценили итоги первого применения новой конституционной процедуры. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает: «На самом деле пока можно говорить о том, что ответственность за политическую работу у исполнительной и законодательной власти поделится пополам. Рано говорить о том, кто чей работодатель, по Конституции у парламента таких полномочий нет. Но за парламентом остается право вносить кадровые изменения в случае неудачи тех или иных министров». Пока процедура не обросла еще своими традициями, но чтобы она повышала авторитет парламента, нужно, чтобы депутаты либо «завернули» кого-то, либо отправили в отставку не по итогам ежегодного отчета, а оперативно. «В этих условиях заявлять об ответственности правительства перед парламентом не приходится, пока протестная позиция депутатов больше похожа на популизм», – пояснил «НГ» Мухин.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Притом что сама процедура пока может быть охарактеризована как формальная, все-таки стоит ожидать, что со стороны исполнительной власти внимание к запросам и обращениям депутатов повысится. Конечно, министры не слишком чувствительны к критике, но все же никому не хочется нарваться на публичные претензии депутатов». По его словам, процедура является формальной, ничего реально не меняется ни для избирателей, ни для правительства. Для министров по-прежнему есть два начальника – президент и премьер. И то, что «кабмин утвержден в такие короткие сроки, это только подтверждает». Как напомнил Макаркин, депутаты Госдумы могут лишь посодействовать снятию уже провинившегося и неугодного президенту министра, но не более того. Избиратели же смотрят больше на то, сколько денег депутат привлек в курируемый регион. Поэтому-то в целом авторитет парламента пока и не повысился. 

При этом Макаркин напомнил, что подобные процедуры в истории позднего СССР и нынешней России были, поэтому теперь есть что с чем сравнить: «Впервые кабинет министров и отдельных членов правительства стал утверждать Верховный совет в 1989 году, особенно блистал там один петербургский профессор – Анатолий Собчак, по инициативе которого даже завернули одного из кандидатов в главы Минэкономики. Депутаты тогда тщательно разбирали кандидатуры и некоторых не утверждали. Но сейчас другое время, да и, в отличие от КПСС, сегодняшняя партия власти голосует всегда консолидированно и дисциплинированно, да и такой вольности как Межрегиональная депутатская группа нынешние оппозиционные партии себе позволить не могут, потому они даже и не голосовали против, а только воздерживались».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул, что все-таки субъектность парламента повысилась, а следовательно, пускай и на чуть-чуть, но вырос и авторитет Госдумы и Совета Федерации. «Хотя процедура пока больше презентационная, рекламная, но реальность такова, что появился еще один институт гражданского общества. А любые спящие институты демократии могут однажды проснуться. Например, если сменится власть. И тогда процедура назначения кабмина может стать не формальным, а эффективным инструментом влияния депутатов. Но сейчас, в условиях СВО, депутаты всех партий, даже оппозиционных, дружно демонстрируют консолидацию», – сказал он «НГ». По мнению Калачева, в связи с запросами и обращениями депутатов правительство будет работать активнее, хотя, конечно, тут значение имеют и политический вес народного избранника, и фракция, которую он представляет. Но даже с оппозиционерами чиновники будут более охотно идти на контакты, внимательнее министры и сам премьер будут относиться и к ежегодным отчетам перед Госдумой, полагает эксперт. Ведь депутаты теперь охотнее разбирают ошибки министров, что и показала эта, пусть даже формальная процедура. При этом повышение субъектности парламента может привести к росту явки на выборах в Госдуму-2026. Однако, заметил Калачев, одной процедуры назначения кабмина мало, нужна серия и других шагов для укрепления авторитета парламента в глазах избирателей. Пока же будет инерционный сценарий, когда Госдума и правительство продолжат работать как партнеры, причем, заказчиком чаще будет правительство, вносящее законопроекты, а Госдума – их исполнителем.


Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
2201
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2034
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2020
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2493

Другие новости