Кандидата в главы Минобороны Андрея Белоусова по Совету Федерации сопровождала Валентина Матвиенко. Фото с сайта www.council.gov.ru
Совет Федерации провел консультации по кандидатам на должности руководителей тех ведомств, которые подчиняются непосредственно президенту. Итоги согласований сенаторы утвердят на заседании 14 мая – и, очевидно, единогласно. Хотя бы потому, что спикер верхней палаты Валентина Матвиенко накануне лично встречала претендентов. В том числе и номинанта на Минобороны Андрея Белоусова, который стал ключевой фигурой, условно говоря, большой кадровой рокировки непосредственно вокруг Владимира Путина. Ведь Сергей Шойгу после отставки с поста министра обороны занял место секретаря Совбеза РФ, так что Николай Патрушев, в свою очередь, получит теперь или синекуру, или все-таки новую должность. По этому поводу, как установила «НГ», есть уже несколько версий.
Президент РФ провел 13 мая совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ. Конечно, вполне можно допустить, что Путину нужно было обсудить отношения России со странами СНГ именно прямо-таки в главный день кадровых перестановок. Но верится в такое с трудом, следовательно, нельзя исключать, что в закрытой части видеоконференции говорилось и о чем-то другом. Кстати, на представленном фрагменте записи видно Шойгу, а Патрушев вроде бы на экранах отсутствует. И действительно, как сообщила пресс-служба Совбеза, он уже провел прощальную встречу с аппаратом.
Собеседник «НГ», у которого была возможность поинтересоваться подробностями у ряда участников этого мероприятия, сообщил, что там якобы было только подведение итогов работы и благодарности за нее. И Патрушев, мол, о своих дальнейших планах ничего не сказал. Между тем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков накануне вечером, комментируя переход Шойгу на пост секретаря Совбеза, уточнил, что решения Путина по Патрушеву придется подождать несколько дней. Напомним, что нынешняя большая рокировка в близком к президенту круге власти началась с назначения в Минобороны бывшего первого вице-премьера Белоусова. Он уже подтолкнул на новое место Шойгу, а тот, в свою очередь, сдвигает куда-то Патрушева. И весь вопрос заключается в том, что пока так и не понятно – куда? Потому что такое назначение покажет, получает ли один из главных идеологов политики «Россия – осажденная крепость» просто пенсионную синекуру либо остается в той или иной мере у руля системы.
Как заметила «НГ», с утра 13 мая в Сети как бы уже стартовала гонка версий по Патрушеву, которая закончилась быстро, как будто по команде. Наиболее интересным казался вариант с его уходом на руководство администрацией президента. Впрочем, вполне годной выглядела и перспектива, скажем, стать зампредом Госсовета, то есть правой рукой президента в этом органе. По аналогии с тем, как вторым лицом после главы государства в Совбезе формально считается зампред СБ Дмитрий Медведев. В Госсовете такой должности пока не введено. Узнала «НГ» и о более экзотическом варианте перехода Патрушева на главный пост в таможне. Дескать, там надо наводить порядок, обеспечивать антисанкционное снабжение ВПК страны. Естественно, с повышением статуса службы до президентского ведомства и, может быть, с присвоением Патрушеву какого-то специального чина – вроде представителя президента по контактам с дружественными странами.
Ближайшие дни покажут, что окажется реальностью, но пока можно констатировать, что во власти, причем именно в настоящей ее части, действительно пошли тектонические сдвиги. И есть мнение, что это результат размена позиций между двумя ключевыми «кремлевскими башнями»: якобы старший Патрушев согласился отойти в тень, чтобы на свету оставался младший. Означает ли это, что свежеиспеченный вице-премьер сохранится в числе пресловутых «принцев» или уже нет, подтвердит только история.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов на это заметил «НГ»: «Кажется, что пока рано говорить об окончательной расстановке сил. Тактически произошло ослабление всех ключевых институтов: правительства, Минобороны, Совбеза. Но уже по итогам всех перестановок станет ясно, укрепился кто-то из публичных политических институтов или нет. Пока это скорее экспериментальная конструкция, которая потребует разъяснения даже многим исполнителям».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что по значимости эта рокировка никак не уступает назначению нового кабинета министров, а может, даже и превосходит: «Если кабинет министров – это инструмент президента, то такая рокировка – это стратегическое решение. В сухом остатке она означает полный перевод экономики на военные рельсы». Он напомнил, что на самом деле реформы в Минобороны начались еще при Анатолии Сердюкове, как бы того ни ругали, но это были положительные изменения в виде роста потенциала и заказов ВПК, а сейчас, видимо, «решено сделать Минобороны более эффективным инструментом по соотношению доходы–расходы к победам». «Минобороны – главный заказчик ВПК, а тот должен стать драйвером экономики. Но нужна точка сборки для Минобороны, правительства (и Минфина в нем) и ВПК. Военные не умеют считать деньги так же хорошо, как гражданские, они в основном говорят про расходы, а сейчас нужно думать о доходах и эффективности трат. И при этом нужно избежать негативных последствий и для армии, и для экономики, и для граждан. То есть чтобы страна не совершала ошибок СССР, который в свое время надорвался на ВПК», – подчеркнул Калачев.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, с одной стороны, назвал первую часть рокировки «инерционным решением». Дескать, в глобальном стратегическом плане она ничего не меняет – ни курс, ни государственную систему. «Тенденция, когда во главе Минобороны стали стоять гражданские пиджаки, а не военные мундиры, идет давно. Как показал опыт при Грачеве и Шапошникове, военные в министерстве – это не всегда хорошо. Раньше должность министра обороны была военно-политической, сейчас – чисто политическая. И здесь не столь важно, кто во главе: мебельщик, строитель или экономист. Каждый решает те задачи, которые ставит перед ним президент», – подчеркнул Обухов. То есть Сердюков взял под контроль финансовые потоки, связанные с Минобороны, Шойгу их утилизировал, а новый министр должен оптимизировать. Но вот само решение о рокировке по значимости действительно сопоставимо с назначением нового кабмина: «Дело в том, что и то, и другое следует из повышения или понижения влияния тех или иных башен. Стратегия в политике остается прежняя, а тактика зависит от усиления тех или иных кланов, которые продвигают своих людей. Хотя сути внутренней и внешней политики и стратегических задач это, конечно, не меняет», – заметил Обухов.